Корпоративная культура: эпоха «сладких директоров» заканчивается
16.08.2022
Как удержать персонал, существуют ли особые подходы к формированию корпоративной культуры в IT-компаниях, обсудили участники заседания Комитета по информационным технологиям Ассоциации менеджеров. Мероприятие прошло в Общественной палате Российской Федерации.
Председатель Комитета, вице-президент ГК ЛАНИТ Владимир Вертоградов предложил сосредоточиться на роли корпоративной культуры в период кризиса. Он также отметил ее двойственность: «Корпоративная культура может стать как опорой бизнеса в сложный период, так и ослабить его».
На еще одну особенность корпоративной культуры обратил внимание GR-директор HeadHunter Виталий Терентьев: «Выстраивать корпоративную культуру, не учитывая особенности регионов присутствия компании, не получится. Объединяет же их общий культурный код компании».
«Руководители и сотрудники компании растут профессионально, ментальность тоже меняется. Поэтому процессы построения и развития культуры компания никогда не останавливаются. Что касается кризисного управления, то, как пишет The Wall Street Journal, с ним заканчивается эпоха «сладких» директоров. В том числе и в сфере IT. С одной стороны более авторитарная система нас поддержит, с другой, можно потерять в инновациях и утрате предпринимательского духа», - прокомментировал эксперт.
По словам доцента экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, директора по стратегическому развитию Института национальных проектов Елены Никишиной, в период пандемии компании с ярко выраженными ценностями и установками достигали более высоких финансовых показателей. Кроме того, они обеспечивали большую вовлеченность сотрудников, успешнее адаптировались к изменениям за счет цифровой трансформации, чаще выпускали новые товары и услуги.
По ее мнению, перспективные направления использования культурных факторов IT-компаниями в условиях кризиса связаны с развитием доверия и корректировкой структуры социального капитала сотрудников; наращиванием корпоративного культурного капитала и расширением возможностей развития бизнеса за счет преодоления (или недопущения) проблемы колеи, обусловленной культурой, – сказала она.
«При построении корпоративной культуры нет и не может быть универсальных решений. Каждая модель по-своему уникальна, а гомогенных корпоративных культур в современных компаниях нет», - отметила директор по развитию бренда работодателя и внутренним коммуникациям компании МТС Екатерина Фролова. По ее словам, выстраивая корпоративную культуру, крупная компания не должна ориентироваться только на одну из целевых групп, к примеру IT-специалистов, которые могут составлять лишь 5–10 процентов от всей рабочей силы. Необходимо учитывать особенности и потребности представителей всех субкультур.
«Если говорить о построении корпоративной культуры и модернизации системы коммуникаций внутри организации, то изменения должны быть интегрированы во все операционные и бизнес-процессы компании и учитывать интересы большинства сотрудников», – подчеркнула Екатерина Фролова.
Руководитель практики управленческого консалтинга НОРБИТ Ольга Ничипор придерживается мнения, что в кризисные периоды развитию корпоративной культуры необходимо уделять особое внимание.
«Период пандемии в нашей компании совпал с активным ростом, штат увеличился практически вдвое. Учитывая негомогенную структуру и то, что у каждого из девяти департаментов своя корпкультура, нам довелось серьезно проработать ценности компании и подходы для их интеграции. Важно отметить, что особенностью НОРБИТ является глубоко «прошитая» идея семейственности, поддержки друг друга. Именно этот «клей» связывает нас всех и помогает не просто сохранять устойчивость в кризис, но и быстро развиваться. Такая трансформация оказалась полезна и для нашего бизнеса, мы осознанно используем лучшие практики и в работе с клиентами, консалтинге», – прокомментировала Ольга Ничипор.
«В этом году только ленивый не ссылался на проблемы IT, связанные с оттоком высококвалифицированных кадров. Но как подтвердили участники заседания, если использовать лучшие практики корпоративного управления, создавать хорошие условия, говорить с сотрудниками, идти им навстречу, проблемы решаемы», - подвел итог первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев.
Следующее заседание Комитета по информационным технологиям Ассоциации менеджеров состоится осенью.
Партнер Комитета - ДОМ.РФ
Информационный партнер - ComNews.ru