Право каждого человека - трудоустройство
Генеральный партнер Комитета: СУЭК
Информационные партнеры: Норникель, "Бизнес & общество"
Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров, напомнил о текущей ситуации на рынке труда, в которой трудоустройство людей с инвалидностью – подспорье и для экономики России, и для сотен семей.
«Например, в 2018 году из 440 тысыч квотированных рабочих мест для людей с инвалидностью были заняты только 308 тысяч Рабочие места остались незаполненными как в связи с отказами от них людей с инвалидностью, зачастую из-за низкой оплаты труда, так и по вине работодателей», - указала на проблематику Диана Гурцкая, председатель Комиссии по доступной среде и развитию инклюзивных практик ОП РФ.
По мнению Гурцкая, надо не просто квотировать рабочие места для людей с инвалидностью, но и стимулировать работодателей к тому, чтобы квоты были заполнены. Министерство труда и социальной защиты РФ сейчас прилагают большие усилия для достижения этого результата.
«Важно также проведение стажировок инвалидов для адаптации рабочих мест под конкретного работника с инвалидностью, а также организация наставничества работникам с инвалидностью, внедрение новых форм занятости для людей с инвалидностью, в том числе с использованием IT-технологий», - указала Гурцкая.
Одновременно с позитивными изменениями в понимании потребностей людей с инвалидностью продолжает существовать множество мифов относительно их трудоустройства и недостаток профессиональных знаний со стороны всех участников процесса, отметила Ирина Архипова, председатель комитета КСО Ассоциации менеджеров; директор по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola HBC Россия.
По словам Архиповой, «организации-работодатели испытывают острую нехватку знаний о возможностях по изменению бизнес-процессов для успешного трудоустройства людей с особенностями развития, опасаются юридических и репутационных рисков, соискатели боятся потерять льготы и недостаточно осведомлены о возможностях обучения и трудоустройства, НКО и специалисты нуждаются в обучении методикам диагностики и сопровождения; общество вообще считает, что люди с инвалидностью не могут работать, а государство должно обеспечить их всем необходимым. Как результат – согласно данным платформы «Если быть точным» только около 27% трудоспособных людей с инвалидностью имеют работу. И это в условиях демографического кризиса и дефицита квалифицированных кадров. Трудоустройство для людей с особенностями развития является важным правом - это не только возможность обеспечить себя и самореализоваться, но и возможность самоидентификации и самоуважения».
О мерах поддержки соискателей с инвалидностью при трудоустройстве рассказала Мария Устинова, первый заместитель директора Центра занятости населения города Москвы «Моя работа». Центр занятости уже пересмотрел подходы к трудоустройству. Создана база мотивированных кандидатов с соответствующим образованием. Но нужно подготовить нормативные документы с четкими требованиями к организации рабочих мест.
В качестве примера спикер привела проект «Москва – добрый город», в результате которого 17 помещений предоставлены под мастерские для работы с людьми с ментальной инвалидностью и множественными ОВЗ.
Устинова напомнила, что с 1 июля 2021 года действует новый Закон о занятости, а новые требования к квотированию рабочих мест для людей с инвалидностью вступят в силу с 1 марта 2022 года. Спикер обратила внимание на подбор кандидатов на квотируемые рабочие места: всего на учете состоит 4294 организации, а не выполняются условия квотирования 1456. Всего квот для людей с инвалидностью - 45573, не закрыто квот 12533.
Виталий Терентьев, директор департамента специальных проектов HeadHunter представил результаты исследования по особенностям инклюзивного трудоустройства. Согласно данным, с 2017 года работодатели все чаще размещают вакансии, доступные для людей с инвалидностью. Срок жизни такой вакансии 3-4 недели - аналогичное время закрытия и у обычной вакансии. Компании готовы обучать людей с инвалидностью, если соискатели не имеют релевантного опыта, и предоставлять удаленную работу.
Терентьев обозначил взаимосвязь между готовностью трудоустраивать и размером компании. Например, если в компании работает более 250 человек, то она готова взять человека с инвалидностью в штат. Малый и средний бизнес пока подвержен сомнениям, страхам и мифам. Надо учитывать, что у разных людей разные возможности, и это вопрос планирования.
Наталья Присецкая, президент Региональной общественной организации «Общество поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей «КАТЮША», член Общественной палаты города Москвы, сфокусировалась на особенностях трудоустройства женщин с инвалидностью. Женщины с ограниченными возможностями здоровья испытывают дискриминацию при трудоустройстве и как родители, и как люди с инвалидностью, и как представители гендера. Присецкая высказала мнение о том, что тема трудоустройства людей с инвалидностью – не только экономическая, но и социальная: «Если люди сидят без дела, то это может привести к социальному взрыву».
Анна Семерикова, руководитель благотворительных и волонтерских программ KFC; генеральный директор благотворительного фонда «Открывая горизонты», отметила тот факт, что финансовая выгода от приема на работу людей с инвалидностью возможна, если трудоустройство происходит в Москве или в Санкт-Петербурге. Процесс адаптации переносится легче и со стороны работодателя, и со стороны сотрудников с инвалидностью, если в коллективе появляются сразу несколько людей с особенностями развития.
Полина Котляренко, менеджер по устойчивому развитию ПАО «Вымпелком», и Елена Мартынова, сооснователь инклюзивного проекта «Эверленд», обратили внимание на то, что ежегодно 8500 специалистов с инвалидностью выпускаются из вузов и ссузов, но 95% из них не соответствуют требованиям рынка по профессиональным навыкам. 39% соискателей с инвалидностью не могут найти работу, поскольку нет вакансий, подходящих под их ограничения здоровья или графика. 78% соискателей готовы работать только удаленно.
Екатерина Лужных, менеджер по устойчивому развитию и взаимодействию с местными сообществами по стране Coca-Cola HBC Россия, поделилась опытом трудоустройства людей с особенностями ментального развития в рамках операционных команд на спортивных объектах крупных соревновваний и реализации долгосрочного проекта по развитию сопровождаемого трудоустройства для людей с расстройством аутистического спектра (РАС) и/или интеллектуальными нарушениями в России совместно с Фондом помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца».
Елена Серегина, директор департамента корпоративной социальной ответственности МТС, представила пилотный проект по слабослышащим сотрудникам в Санкт-Петербурге. В проекте участвовали 20 человек, 10 из которых прошли обучение и только один вышел на работу. Компания планирует в будущем масштабировать пилот.
Как подчеркнула Лилия Шакирова, менеджер по многообразию и инклюзивности ИКЕА в России, политика равных возможностей – право каждого человека.
Анатолий Попко, начальник отдела социокультурных проектов и программ ГМКЦ "Интеграция" им. Н.А. Островского, привел практические примеры трудоустройства тотально незрячих, сделав следующие выводы: нужна регламентация рабочего места и необходима поддержка общественных инициатив и диалог.
В заключении дискуссии Вадим Ковалев напомнил, что благодаря инициативе Анатолия Попко изменен процесс голосования в Москве: появился помощник для незрячих людей, что привело к усовершенствованию ряда сервисов mos.ru.
Подводя итоги заседания, Ирина Архипова заявила, что «проблем в решении этого вопроса ещё гораздо больше, чем по-настоящему удачных примеров, но что внушает осторожный оптимизм: все участники встречи не позиционировали трудоустройство людей с инвалидностью как благотворительность, а говорили об экономической выгоде для всех сторон, вызовах и необходимых изменениях со стороны всех участников процесса и развития сопровождаемого трудоустройства. Мы первый раз подняли тему трудоустройства людей с инвалидностью в КСО комитете Ассоциации менеджеров, но уверена, что не последний - присоединяйтесь!»
Ирина Архипова также анонсировала, что по итогам заседания будет создана и подписана резолюция для широкого распространения. С данным документом можно ознакомиться ниже.
«ТРУДОУСТРОЙСТВО ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ВЫЗОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ»
Заседание Комитета по КСО и устойчивому развитию Ассоциации менеджеров
22 июля 2021 года
РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ (ПРОЕКТ)
22 июля 2021 года на площадке Общественной Палаты РФ состоялось заседание Комитета по КСО и устойчивому развитию Ассоциации менеджеров на тему «Трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): опыт, вызовы и практические рекомендации».
Цель заседания: выработка совместных предложений и практических рекомендаций по развитию практик трудоустройства людей с инвалидностью, обмен опытом, консультации.
В работе заседания приняли участие представители органов государственной власти и служб занятости города Москвы, организаций-работодателей, реализующих практики трудоустройства людей с инвалидностью, некоммерческих организаций, крупнейшей онлайн-рекрутинговой платформы России.
Темы для обсуждения:
· Текущая ситуация с трудоустройством людей с инвалидностью.
· Преимущества программ самостоятельного и сопровождаемого трудоустройства с позиции соискателя, работодателя и государства.
· Содействие со стороны государства для улучшения доступа людей с особенностями развития к профессиональному образованию и трудоустройству.
· Поддержка со стороны бизнеса: обзор практических кейсов и успешных практик компаний в сфере трудоустройства людей с инвалидностью.
· Практические рекомендации и необходимые шаги для развития в России самостоятельного и сопровождаемого трудоустройства людей с инвалидностью.
Участники:
· Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора, Ассоциация менеджеров
· Ирина Архипова, председатель комитета КСО, Ассоциация менеджеров; директор по внешним связям и коммуникациям, Coca-Cola HBC Россия
· Диана Гурцкая, председатель Комиссии по доступной среде и развитию инклюзивных практик ОПРФ
· Мария Устинова, первый заместитель директора Центра занятости населения города Москвы «Моя работа»
· Виталий Терентьев, директор департамента специальных проектов HeadHunter
· Екатерина Лужных, менеджер по устойчивому развитию и взаимодействию с местными сообществами по стране Coca-Cola HBC Россия
· Лилия Шакирова, менеджер по многообразию и инклюзивности ИКЕА в России
· Полина Котляренко, менеджер по устойчивому развитию ПАО «Вымпелком»
· Елена Мартынова, сооснователь инклюзивного проекта Everland
· Елена Серегина, директор департамента корпоративной социальной ответственности «МТС»
· Анатолий Попко, начальник отдела социокультурных проектов и программ ГМКЦ «Интеграция» им. Н.А. Островского
· Анна Семерикова, руководитель благотворительных и волонтёрских программ, KFC; генеральный директор, Благотворительный Фонд «Открывая горизонты»
· Наталья Присецкая, президент Региональной общественной организации «Общество поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей «КАТЮША», член Общественной палаты города Москвы.
Участники обменялись мнениями и провели анализ текущей ситуации занятости людей с инвалидностью.
1. Участники заседания отмечают актуальность вопросов заседания и высокий интерес к теме трудоустройства людей с инвалидностью. По данным платформы «Если быть точным», в 2020 году в России проживает около 12 миллионов взрослых и детей с инвалидностью, более 3 миллионов из них – люди трудоспособного возраста. Многие из них могут и хотят работать, но на текущий момент трудоустроены 26,7% (922 531 чел.). Трудоустройство людей с инвалидностью играет огромную роль в контексте развития инклюзивного общества. Для взрослого человека возможность работать является важным правом, потребностью и ценностью: трудовая деятельность дает не только финансовое обеспечение, но и возможности для самореализации, самопознания и самоуважения. Возможности, которые предоставляет трудовая деятельность, должны быть одинаково доступны всем людям. Конституция Российской Федерации гарантирует реализацию права на труд для всех граждан трудоспособного возраста, без дискриминации по полу, национальности, принадлежности к религии, определенной социальной группе, а также наличию или отсутствию инвалидности.
2. Участники заседания отмечают необходимость разработки мер поддержки и стимулирования программ сопровождения людей с инвалидностью при получении ими образования и последующем трудоустройстве. С 1 января 2019 года в связи со вступлением в силу поправок к Федеральному закону «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости обязаны по заявлению нуждающегося инвалида и с учетом рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации, осуществлять организацию его сопровождения при содействии занятости. Этой категории соискателей оказывается индивидуальная помощь при трудоустройстве, создаются условия для осуществления трудовой деятельности и ускорения профессиональной адаптации на рабочем месте. Также работники с инвалидностью обеспечиваются помощью в формировании пути их передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя. Однако для успешного и постоянного трудоустройства необходимо развитие программ поддержки трудоустройства и услуг сопровождаемого трудоустройства и на этапе выполнения трудовых функций, как наиболее критическом для успешного трудоустройства этапе.
3. Участники заседания также обсудили и тему квотирования рабочих мест как одну из мер по стимулированию трудоустройства людей с инвалидностью. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в пределах 3% среднесписочной численности работников. С 1 июля 2021 года Совет Федерации РФ одобрил изменения в Закон о занятости, а новые требования к квотированию рабочих мест для людей с инвалидностью вступят в силу с 1 марта 2022 года – теперь квота будет считаться выполненной только при фактическом трудоустройстве гражданина с инвалидностью. В 2021 году на учете Центра занятости населения города Москвы «Моя работа» состоит 4292 организации, из которых в 1456 не выполняются условия по квотированию (из 45573 квот остаются не закрытыми 12533). Рабочие места остаются незаполненными как в связи с отказами от них людей с инвалидностью, так и по вине работодателей. Участники заседания отмечают важность не только создания квотируемых рабочих мест, но и мер по стимулированию работодателей по заполнению этих квот и мотивации самих кандидатов.
4. Участники заседания отмечают рост заинтересованности в трудоустройстве людей с инвалидностью и со стороны работодателей. По данным HeadHunter, с 2017 года работодатели все чаще размещают вакансии, доступные для людей с инвалидностью (доля таких вакансий в общем количестве увеличилась с 1,6% в 2020 году до 2,2% в 2021 году). Срок закрытия такой вакансии – три-четыре недели – аналогичное время для закрытия и у обычной вакансии. Существует также взаимосвязь между готовностью трудоустраивать людей с инвалидностью и размером организации-работодателя. Работодатели испытывают острую нехватку знаний о возможностях по изменению бизнес-процессов для создания ситуаций, взаимовыгодных для бизнеса и работников; недостаток понимания правовых аспектов найма людей с инвалидностью. Существует необходимость в повышении осведомленности и предоставлении работодателям специализированной поддержки на всех этапах трудоустройства. На данный момент также отсутствуют нормативные документы с четкими требованиями к организации рабочих мест.
5. Участники заседания высказывают убежденность в необходимости развития комплексных мер по подготовке соискателей с инвалидностью к трудоустройству. Согласно статистике организации Everland, ежегодно 8500 специалистов с инвалидностью выпускаются из вузов и ссузов, но 95% из них не соответствуют требованиям рынка по профессиональным навыкам. Соискатели и их семьи также недостаточно осведомлены о возможностях обучения и трудоустройства, а также не всегда мотивированны, так как испытывают обеспекоенность с точки зрения потери льгот при официальном трудоустройстве.
6. Участники заседания отмечают необходимость в структурированном обучении и повышении профессиональных знаний специалистов по сопровождению о методиках сопровождаемого трудоустройства, а также предоставлении официального статуса данным специалистам с упоминанием в классификаторе профессий.
7. Участники заседания отмечают, что на сегодняшний день практически отсутствуют крайне важные для сопровождаемого трудоустройства механизмы финансовой поддержки этих программ. В настоящее время они финансируются либо самими работодателями за счет бюджетов КСО направления, либо за счет грантов, получаемых НКО, реализующими программы.
8. Участники выделили следующие предикторы успешного трудоустройства со стороны организаций-работодателей:
o Поддержка руководства на всех уровнях - развитие культуры многообразия и инклюзии на всех уровнях и готовность к внесению изменений, необходимых для адаптации.
o Повышение профессиональных знаний и компетенций HR-службы – наличие консультаций и поддержки службы сопровождаемого трудоустройства, определение подходящих позиций или их адаптация, четкая формулировка профессиональных задач (корректные требования в резюме, понятные описания).
o Подготовка команд, в которых будут работать люди с инвалидностью (онлайн-курсы, тренинги и др.).
o Определение программ поддержки и развития для содействия адаптации людей с инвалидностью (адаптация рабочих мест, организация наставничества работникам с инвалидностью).
9. Участники обсудили также важность структурированной работы по развитию трудоустройства людей с инвалидностью, исходя из различных нозологических групп:
o Люди с расстройством аутистического спектра (РАС) и/или интеллектуальными нарушениями:
§ Среди всех категорий людей с ОВЗ люди, имеющие расстройства аутистического спектра и / или интеллектуальные нарушения, в наибольшей степени подвергаются дискриминации и социальной стигматизации. При этом их точное количество установить невозможно ввиду отсутствия диагностики и последующей траектории их поддержки, абилитации, включающей в себя и трудовую занятость/трудоустройство.
§ Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) определяет виды работ, которые может выполнять человек с инвалидностью, а также необходимость содействия в трудоустройстве, создании специальных условий или обеспечении специального оборудования для выполнения трудовых функций. Однако в трудоустройстве человека с РАС и / или интеллектуальными нарушениями в настоящий момент практически не играет роли, так как не содержит рекомендаций, применимых для людей с данными видами нарушений развития.
§ Сотрудники с РАС и / или интеллектуальными нарушениями обладают множеством навыков и могут внести большой вклад в развитие бизнеса. Компании, являющиеся работодателями для данной группы людей, охватывают практически все сектора экономики.
§ В отличие от других категорий людей с инвалидностью, люди с РАС и/или интеллектуальными нарушениями, нуждаются в провайдере услуг по сопровождаемому трудоустройству, специалистах, при необходимости осуществляющих непосредственное сопровождение на рабочем месте.
Участниками высказан ряд предложений по необходимым шагам для развития в России трудоустройства людей инвалидностью и предикторах (факторах) успешного трудоустройства:
Общие:
1. Повышение осведомленности общества и информированности всех участников процесса сопровождаемого трудоустройства:
o Людям с инвалидностью и их семьям необходимо больше информации о доступных возможностях трудоустройства.
o Организациям, реализующим программы сопровождаемого трудоустройства, помимо стабильного финансирования деятельности важно иметь в арсенале и использовать современные методы и технологии с доказанной эффективностью, что позволит им повысить результативность и масштабировать деятельность.
o Работодатели будут готовы принимать на работу людей с инвалидностью, если успешных примеров трудоустройства станет больше. Чтобы это произошло, нужно предоставить работодателям специализированную поддержку на всех этапах приема на работу и трудовой занятости. Для решения этой задачи необходимо проводить регулярные информационные кампании по повышению осведомленности общества. Это поможет в развитии инклюзивного общества, понимающего ценность и уникальность всех людей и ценящего вклад каждого из них.
2. Развитие программ поддержки трудоустройства. В настоящее время сопровождаемое трудоустройство трактуется законом как оказание содействия в поиске соответствующей вакансии, в первичной адаптации в коллективе и обустройстве рабочего места, а также в перемещениях к месту работы и обратно. Необходимо сопровождение и на этапе выполнения трудовых функций, как наиболее критическом для успешного трудоустройства этапе.
3. Повышение компетентности профессионального сообщества и развитие новых направлений и специальностей. Необходимо развитие всех компонентов услуг по сопровождаемому трудоустройству. Имеющийся в мире и в России опыт доказывает возможность и эффективность услуг сопровождаемого трудоустройства, оказываемых самыми разными организациями и субсидируемых из бюджетов различных уровней или благотворительных пожертвований. В обоих случаях требуется создание института специалистов по сопровождению при трудоустройстве, обладающих соответствующими знаниями и навыками. Услуги сопровождения на рабочем месте должны развиваться в правовом поле и обеспечиваться силами государственных или некоммерческих организаций (с использованием различных механизмов госфинансирования).
4. Создание нормативных документов с четкими требованиями для работодателей к организации и адаптации рабочих мест, внесению необходимых изменений со стороны работодателя для успешного трудоустройства людей с инвалидностью.
5. Стимулирование
6. Развитие и масштабирование программ по подготовке и адаптации людей с инвалидностью, платформ для обучения и трудоустройства этой группы соискателей.
О трудоустройстве людей с расстройством аутистического спектра (РАС) и/или интеллектуальными нарушениями:
1. Повышение осведомленности общества и информированности всех участников процесса сопровождаемого трудоустройства:
o Семьям с детьми трудоспособного возраста необходимо больше информации о доступных возможностях трудоустройства.
o Организациям, реализующим программы сопровождаемого трудоустройства для людей с РАС и / или интеллектуальными нарушениями, помимо стабильного финансирования деятельности важно иметь в арсенале и использовать современные методы и технологии с доказанной эффективностью, что позволит им повысить результативность и масштабировать деятельность.
o Работодатели будут готовы принимать на работу людей с РАС и / или интеллектуальными нарушениями, если успешных примеров трудоустройства станет больше. Чтобы это произошло, нужно предоставить работодателям специализированную поддержку на всех этапах приема на работу и трудовой занятости, а не просто насаждать необходимость найма людей с инвалидностью. Для решения этой задачи необходимо проводить регулярные информационные кампании по повышению осведомленности общества о жизни людей с инвалидностью и их возможностях. Это поможет в развитии инклюзивного общества, понимающего ценность и уникальность всех людей и ценящего вклад каждого из них.
2. Развитие диагностики для улучшения понимания потребностей участников процесса сопровождаемого трудоустройства. Для возвращения их в активную жизнь очень важно наладить сбор и анализ актуальных статистических данных, чтобы точно понимать, существует ли потребность в таких сотрудниках и какую потенциальную экономическую выгоду они могут принести.
3. Пересмотр подходов к отраслевому применению людей с РАС и/или интеллектуальными нарушениями с учетом изменения в распределении трудовых ресурсов: в ряде отраслей требуется меньшее число людей, при этом растет спрос на специалистов в таких областях, как IT, онлайн-сервисы, логистика / доставка и других. Определенные профессии становятся все более востребованными, среди них – разработчики ПО, сотрудники удаленных сервисов (call-центров, онлайн-магазинов), рабочие складов и сортировочных центров, курьеры и другие специалисты в области доставки.
4. Изменения, связанные с новой реальностью в контексте пандемии COVID-19. Несмотря на повсеместный переход работодателей на дистанционный или гибридный формат работы, для людей с РАС и / или интеллектуальными нарушениями переход на самоизоляцию значительно обостряет проблемы психического здоровья (вероятность развития депрессии, тревожных расстройств, нарушений сна и принятия пищи и т.д.). Все это означает, что людям с РАС и / или интеллектуальными нарушениями и членам их семей во время самоизоляции необходима еще более существенная поддержка.