D&O – один из немногих договоров страхования, доступных на рынке инструментов защиты директоров
19.10.2021
По словам Тимофея Носова, сопредседателя Комитета по правовому обеспечению бизнеса Ассоциации менеджеров; директора по правовым вопросам и связям с государственными органами AZIMUT Hotels, если говорить о страховании ответственности топ-менеджеров, то все мы видим, как увеличивается поток обращений, связанных с субсидиарной ответственностью. Возникает вопрос, как этому противостоять и как от этого застраховаться в прямом смысле.
Содокладчиками по теме страхования ответственности топ-менеджеров выступили Алена Кучер, партнер Debevoise & Plimpton, и Ольга Глазкова, директор департамента страхования финансовых, профессиональных и кибер-рисков Marsh. По словам Кучер, компания более 15 лет занимается страхованием ответственности директоров и топ-менеджеров (D&O).
Спикер рекомендовала обратить внимание при страховании D&O на ряд важных моментов, в частности, предусматривает ли полис авансирование расходов на защиту и иных расходов, каков порядок такого авансирования; каким критериям должны отвечать расходы на защиту, чтобы подлежать возмещению страховщиком; в каких случаях будет применяться франшиза; насколько широко сформулирован объем страхового покрытия. Например, покрываются ли расходы на консультантов по связям с общественностью, расходы на экстрадицию, транспортные расходы директоров, НДС (уплачиваемый в составе оплаты расходов на защиту и иных расходов), запросы регуляторов, и прочее.
Ольга Глазкова отметила, что договор D&O написан юристами для юристов, и человеку, не разбирающемуся в специальных определениях, понять его очень сложно. На данный момент спрос на данный вид страхования существенно возрос. Если раньше флагманами и двигателями были публичные компании, то сейчас в эту гонку включаются и компании корпоративного сегмента, и малый бизнес. D&O – один из немногих договоров страхования, доступных на рынке инструментов защиты директоров.
«Три года назад договоры D&O были доступны, за последние два года такой договор вырос в цене этот вид страхования более 100% в цене. Если это чувствительная индустрия, то рост тарифов и премий в этом сегменте превысил 100-250%. В основе роста – начавшийся поток претензий. Одним годом страхуются бывшие, настоящие и будущие директора. По своей природе договор D&O похож на страхование имущества от всех рисков. Приобретение D&O — это не только выполнение воли ряда членов совета директоров, чаще независимых, но это работающий инструмент, о котором не нужно забывать и в случае необходимости пользоваться», - подытожила Глазкова.
Андрей Корельский, управляющий партнер АБ КИАП, поделился опытом взаимодействия российских и иностранных консультантов по сложным сверхлимитным и трансграничным кейсам с иностранным лимитом. В качестве примера Корельский разобрал громкий кейс представления интересов страховой компании Allianz в судебном споре с иностранным перестраховщиком - швейцарской компанией Infrassure Ltd по поводу перестраховочного возмещения на общую сумму более 35 млн. долларов из-за техногенной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, общий ущерб от которой составил более 200 млн долларов. В итоге все финансовые требования клиента были удовлетворены судом в полном объеме, после чего решение было приведено в исполнение на территории Швейцарии.
Владимир Тарасов, вице-президент, член правления «Ренессанс страхование», и Александр Козинов, директор по правовым вопросам и GR «Росгосстрах Жизнь» рассказали о технологиях Scrum, Agile и искусственного интеллекта в противостоянии страховых компаний мошенникам. Тарасов порекомендовал выстраивать процессы регулирования и борьбы с мошенничеством так, чтобы мошенники не приходили к вам. «Сделайте такой путь, чтобы он был очень токсичен для мошенников», - призвал спикер в ходе выступления.