Санкционное законодательство: важно реагировать на стремительность изменений
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
Санкционное законодательство: важно реагировать на стремительность изменений

Впервые термин «недружественные государства» законодательно был зафиксирован в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Сегодня в перечень включены 48 стран, а с сентября этого года для продажи их резидентами акций и долей в российских обществах требуется разрешение Правительственной комиссии за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. 

В своем выступлении старший юрисконсульт ФБК Ангелина Балакина акцентировала внимание на аспектах сделок с «недружественными лицами», в том числе на процедуре взаимодействия с комиссией – как правильно заполнить заявление, например, в графах о курирующем ФОИВ, обосновании необходимости принятия решения, последствий отказа, какие поручительства от курирующих министерств потребуются. Для благоприятного решения Ангелина Балакина советует сопроводить заявление проектами договоров с указанием хотя бы базовых условий сделки. Эксперт подчеркнула, что срок рассмотрения заявления комиссией законодательно не обозначен и, соответственно, может длиться несколько месяцев.

«Изменения в законодательстве происходят стремительно. Поэтому важно постоянно «держать руку на пульсе» и отслеживать новые положения, в том числе на сайте Министерства финансов», - советует Ангелина Балакина.

Партнёр, руководитель корпоративной практики и M&A FTL Advisers Мария Кукла обратила внимание на отсутствие достоверной статистики по ушедшим из России иностранным компаниям. В зависимости от цели приведения статистики число таких компаний можно или преувеличить, учитывая все иностранные компании, участвующие в капиталах российских юридических лиц (в том числе и с российскими бенефициарами), или преуменьшить, учитывая только транснациональные корпорации. Это затрудняет объективные оценки влияния действующего порядка обращения долей на реальную ситуацию.

«Любое усложнение регуляторного ландшафта – это не приговор, а возможность для изменений. Для юристов сейчас наступило интересное время. Да, мы сопровождаем сделки по уходу западноевропейских компаний. И в то же время консультируем бизнесы из Африки, Турции, Азии, Ближнего Востока, которые стремятся занять освободившуюся нишу», – подвела итог выступлению Мария Кукла.

 По словам партнера компании Orchards Юрия Аксенова, действующее законодательство оказалось не готово к такому числу санкционных ограничений. Особенно это проявилось, когда иностранные контрагенты стали массово отказываться от выполнения обязательств из-за секторальных санкций или из-за «отмены» России, ссылаясь на форс-мажор. То есть, на чрезвычайность, непредотвратимость и непреодолимость внешних обстоятельств. В то же время российское законодательство не признает неисполнение обязательств поставщиками и партнерами как форс-мажор. Положение осложняется и тем, что Торгово-промышленная палата РФ, которая уполномочена свидетельствовать форс-мажорные обстоятельства для внешнеторговых сделок и международных договоров, приостановила выдачу свидетельств по российским договорам. Не прошел даже в первом чтении «Законопроект об антисанкционных поправках» №92282-8, который позволил бы бизнесу реагировать на форс-мажорные обстоятельства. В результате отечественные компании стали заложниками западных контрагентов и несовершенства законодательства.

 «На сегодняшний день мы не наблюдаем значительного роста судебных исков, связанных с неисполнением обязательств из-за санкций. Возможно, на это повлиял мораторий на банкротство, который только что истек в октябре. Но проблема остается. Если спор переходит в судебную плоскость, то у вас есть возможность доказывать форс-мажор даже без визы ТПП РФ. Учитывайте это в своих стратегиях, собирайте документы и обоснования неисполнения обязательств от бизнес-партнеров. Готовьтесь – победа любит подготовленных», - отметил Юрий Аксенов.

Руководитель проектов, адвокат Адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Алина Хамматова перечислила меры поддержки малого и среднего бизнеса в санкционный период. Это, прежде всего, отмена моратория на банкротство и исполнительский иммунитет. «Это очень эффективный инструмент с учетом возможности пополнения денежных средств», - отметила спикер. Можно начинать взыскания на залоговое имущество, исполнять судебные акты, использовать свое право на обращение о признании банкротства своего контрагента и подстраховать себя, если такие риски есть в отношении вашей компании.

Также в качестве мер поддержки Алина Хамматова назвала запрет и ограничения на плановые проверки предприятий малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2022 года. Для аккредитованных ИТ-компаний этот срок продлевается до 2024 года. Для ИП и организаций предлагается отсрочка по страховым взносам. Изменения касаются и возмещения НДС, и торгов по аренде земли.

«Чтобы понять, насколько сложны санкции, наш профильный отдел был вынужден установить специальное программное обеспечение, которое позволяет классифицировать ограничения и находить ответы для клиентов», - заявил партнер, руководитель отдела правовых и налоговых консультаций, генеральный директор Rödl&Partner Алексей Сапожников.

 Спикер обозначил особенности шестого, седьмого и восьмого пакетов санкций и обозначил требования экспортного контроля с соблюдением новых ограничений.

Заседание завершилось циклом вопросов и ответов и решением участников комитета продолжить цикл встреч с разъяснением санкционного законодательства.