Российские компании на внешних рынках: дружественные рынки, правила игры и подводные камни
04.04.2024
С приветствием к слушателям обратилась Катерина Киндрук, заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров, а модератором стал Иван Еремин, председатель совета директоров коммуникационного агентства «Главный Советник», глава группы компаний Global Bridge Group. Он отметил, что продвижение бизнеса за рубежом – это специфическая, но важная повестка. «В этом отношении важно даже не только найти ответы, но и правильно сформулировать вопросы», – добавил он. К актуальным модератор отнес запросы бизнеса на информационную поддержку и рекламу своей деятельности, правила коллаборации с приоритетными рынками и стратегию работы за рубежом.
Анна Кириченко, генеральный директор PR-агентства Redline PR, подчеркнула, что сейчас – «очень удобное время для выхода компаний за рубеж, ведь любой кризис – это время возможностей». Эксперт остановилась на аспектах работы с рынком Дубая – при выходе на эту страну критически важно иметь профессионального PR-специалиста, следует также понимать, что все здесь решают дружеские и родственные связи, а если вам нужны какие-то гарантии, то нужно быть готовыми к повышению чека на услуги. «Не стоит даже пытаться работать в этой стране самостоятельно, – уточняет Анна. – Также важно прописывать все свои критерии – перечислить СМИ, в которых вам нужны публикации, обозначить количество этих публикаций, а также включить сюда качественные показатели».
Неплохой рынок для российских компаний – это Казахстан, все больше брендов отдают свое предпочтение этой стране. «При работе здесь важно не перегружать аудиторию количеством сообщений – рекламы раз в месяц будет достаточно, – советует Анна Кириченко. – Не забывайте о рекламе в местных сообществах – в Казахстане они очень развиты, люди в них вовлеченные, так что эти каналы хороши для посевов».
А при выходе со своими рекламными кампаниями на рынок Беларуси стоит помнить, что размещение на ТВ и радио здесь будет выгоднее, чем digital-формат.
Ольга Трубачева, основатель, генеральный продюсер WBC Media, отдает свое предпочтение в вопросах рекламных коллабораций Узбекистану. «Но здесь нужно понимать, что вы хотите получить, давать четкое ТЗ и работать со смыслами», – отмечает спикер.
Татьяна Денесюк, главный редактор федерального интернет-издания LIFE.ru, основатель Telegram-канала SHOT, высказала мнение СМИ об обсуждаемом вопросе. «Бесспорно раньше работать было проще – запад сам генерировал инфоповоды, но теперь он ушел, а у востока другие принципы общения с партнерами», – отметила она. При этом бизнесу не стоит недооценивать роль СМИ в их продвижении – «особенно полезный инструмент в маркетинге сегодня – это телеграм-каналы».
Маргарита Болычева, Министр внешнеэкономических связей и конгрессной деятельности Республики Башкортостан, отметила, что «сегодня нужны PR-специалисты, которые не просто будут размещать присланный им текст, но и самостоятельно генерировать инфоповоды». Из-за непонимания этого факта приходится менять PR-службы, а ведь за генерацию инфоповодов многие компании готовы неплохо платить.
Валерий Довбня, основатель и генеральный директор студии «Кириллица», подчеркнул изменившийся запрос на локализацию – «на киноплатформах стало больше корейских дорам, турецких сериалов, индийского кино». Это, уверен он, повлияет на российскую аудиторию и на восприятие кинопроизводства в целом. «Русский флер добавляет киноконтенту привлекательности, – добавил эксперт. – Но российскому кинопрокату мешает недопонимание культурных различий в менталитете других стран и непонимание специфики конкретной индустрии».
Андрей Ермошкин, коммерческий директор агентства «Интериум», рассказал о взаимодействии с рынком Китая. «Это вторая в мире диджитал экономика, при этом Китай – страна двойных стандартов, – рассказал он. – А быстро выйти на этот рынок можно через дистрибьютора – Китай открыт всему новому, а его жителям интересно буквально все, главное – заинтересовать их».
Роман Пивоваров, совладелец и управляющий директор международного агентства Adconsult, бизнес-консультант, эксперт по маркетингу и рекламе, назвал рекламные агентства «воротами в рынок» по причине их космополитичности и пониманию одного языка. «Не бойтесь прислушиваться к мнениям экспатов в странах, чьи рынки вам интересны, решайтесь на эксперименты на новых каналах коммуникации», – советует он.
Борис Молодов, генеральный директор коммуникационного агентства «Главный Советник», подчеркнул важность культурной составляющей при выходе на зарубежные рынки. Так, например, в Бразилии, со слов эксперта, очень высок уровень доверия к ТВ-новостям, а вот популярность печатных СМИ, напротив, снижается – 32% бразильцев не читают периодику. «Все больше местных СМИ активно переходят на онлайн-версии, кроме того латиноамериканцы – активные пользователи социальных сетей», – добавил он.
Таким образом, при выходе на иностранные рынки важно предварительно изучить и понять свою потенциальную целевую аудиторию, создавать совместные медиацентры и налаживать отношения с местными медиа.
Партнеры комитета: Норильский Никель, Independent Media
Информационные партнеры: Rambler&Co, Вечерняя Москва, Гарант, Publico