Спортивные СМИ: от газетных листков к интеллектуальным корпорациям
07.12.2022
Открывая заседание, главный редактор ИД «Советский спорт» Николай Яременко провел экскурс в историю газеты, которая является ровесником отечественной спортивной индустрии. Сравнивая же особенности спортивной журналистики в разные времена, он отметил возрастающее значение блогосферы и блогеров.
Главным же отличием журналиста от блогера Николай Яременко считает достоверность: «Для блогера главное дать информацию быстрее, у него нет возможности воспользоваться фактчекингом. Традиционные СМИ себе такого позволить не могут».
«Многие ТГ-каналы по своему весу сопоставимы с классическими СМИ, их нельзя ни в коем случае сбрасывать со счетов. Наоборот, имеет смысл оказывать им серьезное внимание», - поддержал коллегу генеральный директор «Матч+» Василий Конов. Что касается актуальных форматов взаимодействия бизнеса и медиа, то это в современных реалиях, по словам спикера, только специальные проекты.
Своим опытом сотрудничества со спортивным телеканалом Матч ТВ поделился президент Российской федерации прыжков в воду Станислав Дружинин. По его словам, провокационный ролик, запущенный на телеканале, позволил привлечь значительное число зрителей к Первенству России по прыжкам в воду, которое проходило в мае нынешнего года в Пензе. Теперь федерация намерена развивать коммуникационный успех, разрабатывая проект реалити-шоу, художественного фильма. «Популяризация вида спорта через СМИ для нас – основная задача», - подчеркнул Станислав Дружинин.
Необходимость популяризации спорта через СМИ поддержал футболист Владимир Рыков. В то же время он посетовал, что журналисты не всегда подготовлены к интервью и разбираются в нюансах игры.
Неумение спортсменов общаться со СМИ – это, скорее, показатель общей культуры, свойственный не только им. Такой тезис высказал заместитель главного редактора медиагруппы «Комсомольская правда» Павел Садков.
У директора Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ Дмитрия Кузнецова иная точка зрения. Он уверен, что грамотное и профессиональное общение со СМИ – одно из базовых качеств современного спортсмена: «Коммуникативные компетенции надо формировать и развивать, тогда появится культура общения. При общении с журналистом спортсмен не имеет права на спонтанность или плохое настроение».
«Одним из основных вызовов для спортивных СМИ сегодня является противодействие культуре запрета, с которой мы столкнулись, – отметил Дмитрий Кузнецов. - Ей надо противостоять не через политизацию, а через идеологизацию, через проблематику традиционных ценностей. Интеллектуальные корпорации, которыми сегодня, без сомнения, являются спортивные СМИ, производят инновации и должны создавать ценности: здоровый образ жизни, недопустимость дискриминации, честную игру. Таким образом надо перестать стыдиться, что спортивные СМИ выполняют идеологическую, воспитательную и патриотическую функции».
Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни Елена Истягина-Елисеева напомнила результаты прошлогоднего опроса РОМИР, который касался персон, вызывающих наибольшее доверие у молодежи 14-21 года. По данным исследовательской компании, в топ-10 вошел только один спортсмен - футболист Артем Дзюба, занявший седьмое место в этом рейтинге.
«Спорт – это социокультурное комплексное явление. Основным вызовом для спортивной прессы, по моему мнению, является возвращение к изначальной ее функции – формированию этических и, во многом, эстетических идеалов и ценностей гражданина, - сказала Елена Истягина-Елисеева. – Сегодня нам не хватает ценностной ориентации спортивной прессы и спортивной аналитики. И здесь традиционные СМИ должны сохранять свою ведущую роль, потому как именно им уважаемым достоверным источникам можно доверять как источнику о спортивной индустрии и спортивной политики».
Использование аналитики как раз и отличает журналиста от блогера – в этом уверен первый заместитель председателя Федерации спортивных журналистов Александр Ухов. Он также подчеркнул, что сейчас конкурентным преимуществом и журналистов, и блогеров, и комментаторов являются не красивые рассуждения о спортивных событиях, а понимание всех спортивных нюансов и способность донести их аудитории быстро и доступно.
За несколько лет в пяти регионах по инициативе и непосредственном участии компании «ФосАгро» было открыто несколько десятков спортивных объектов. Это, по словам заместителя генерального директора ПАО «ФосАгро» Валерия Федорова, является вкладом компании в повышение качества жизни населения на территориях ее присутствия. Он выразил сожаление, что спортивные СМИ редко пишут о корпоративном спорте и вкладе корпораций в развитие спортивного движения. В то же время, такой опыт может стать достойным примером для подражания.
Валерий Федоров также высказал свою точку зрения, каким должно быть современное спортивное издание. В частности, профессиональные СМИ должны уделять внимание не только футболу и хоккею, но и другим видам спорта. «Мастерство спортивного журналиста уметь так подать материал, чтобы в нем были не только голы и секунды, но и люди. Надо не только писать спортивные репортажи, но и поддержать спортсменов, которые из-за санкций не могут участвовать в международных соревнованиях», - подчеркнул эксперт.
Завершился круглый стол подписанием Соглашения о сотрудничестве между «Советским спортом» и Российской государственной библиотекой. Документ подписали Николай Яременко и генеральный директор РГБ Вадим Дуда.
В рамках соглашения в юбилейный, 100-й год со дня основания «Советского спорта», все выпуски газеты станут эксклюзивно представлены в электронном виде на портале Национальной электронной библиотеки.
«В Ленинке находится примерно 850 000 годовых подшивок различных газет. Это огромный фонд, примерно 80 млн газет, но «Советский спорт» — особенная. Я думаю, что всем нам нужны источники гордости за нашу страну. И спорт — это точно большой источник гордости», - поздравил газету с юбилеем Вадим Дуда.
Участники мероприятия также посетили открытие выставки, посвященной 100-летию первого спортивного СМИ России – «Советского спорта».