ВЭД: внедрение ESG-отчетности повлекло изменение регуляторных механизмов внешнеэкономических связей
27.12.2021
Директор по взаимодействию с органами государственной власти компании «Кордиант» Антон Акимов проанализировал текущее состояние российского экспорта и меры его поддержки. За девять месяцев 2021 года товарооборот составил 552 млрд долларов, что на 37% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Объем экспорта достиг 340 млрд долларов, импорта – 211 млрд долларов. В структуре экспорта лидером по приросту стали минеральные продукты (53%), металлы (10,3%). Что касается экспорта промышленных товаров, при плановом объеме 114,2 млрд. долларов в год, его фактический объем за восемь месяцев 2021 года достиг 76,70 млрд долларов. Это на 15,7% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Спикер рассказал о мерах государственной поддержки экспортеров, существующих субсидиях и цифровых сервисах, а также об услугах ТПП РФ в области сертификации и продвижения российских компаний на зарубежные рынки. В числе негативных факторов, влияющих на международную торговлю, Антон Акимов назвал санкции и ограничения, торговые войны между крупнейшими экономиками мира, рост протекционизма. Ограничениями, искажающими международную торговлю, по его мнению, являются административные барьеры, меры нетарифного регулирования, дополнительные пошлины и технические барьеры. При этом 90-95% защитных мер направлены на торговлю промышленными товарами.
По словам председателя Комитета по ВЭД и продвижению интересов российского бизнеса за рубежом Ассоциации менеджеров, GR-менеджера компании AstraZeneca Алексея Тетерюка, до 2020 года наблюдалась активная экспансия российских фармпроизодителей на зарубежные рынки. Прежде всего, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. И, в отличие от других рынков, фармацевтам пандемия могла, как говорится, сыграть на руку. Ожидалось, что «вакцинная дипломатия» преодолеет предубеждения, связанные с незнанием отечественных лекарственных продуктов и недоверия к ним. Но, несмотря на успехи российской вакцины – на ее долю приходилось от 75% до 80% от объема всего экспорта российских фармпрепаратов в 2021 году – качественного скачка не произошло.
«Подводя итоги можно сказать, что пандемия дала неплохой импульс к развитию экспорта по линии вакцин. Но на это направление были переориентированы все усилия торгпредств и посольств, из-за чего упущены возможности по продвижению иных лекарственных продуктов. Государство идет на некоторые шаги, чтобы поддержать компании и проводит модернизацию внешнеэкономического инструментария по выводу лекарств на зарубежные рынки. Но здесь мы сталкиваемся с объективными ограничениями из-за пандемии. Чтобы их преодолеть, необходимо создавать и использовать комбинированные инструменты продвижения. Здесь требуется дальнейшая, более глубокая, модернизация внешнеэкономических и дипломатических ведомств, чтобы они могли поддержать инициативы бизнеса и более эффективно работать с зарубежными регуляторами», – говорит Алексей Тетерюк.
Внедрение стандартов ESG и формализованной ESG-отчетности, по мнению директора Информационно-аналитического центра по вопросам внешнеторговой деятельности, директора Института развития интеграционных процессов Всероссийской академии внешней торговли Андрея Точина, повлекло изменение регуляторных механизмов не только международной торговли, но и внешнеэкономических связей.
По его словам, акцент международной регуляторики меняется от формата g2b в формат b2b, где отсутствуют классические инструменты регулирования внешней торговли, а есть только отношение бизнеса. Данный инструментарий стимулируется государствами – лидерами в развитии механизмов ESG, соответственно, технологическими лидерами. В то же время, по объему вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, Россия, по данным ЮНЕСКО, отстает от стран-лидеров в десять раз.
«Мы будем свидетелями расширения регуляторного инструментария в формате b2b, поскольку классические форматы классического регулировании во многом достигли верхней планки. К сожалению, Российская Федерация выглядит не лучшим образом. Это будет сильно отражаться на возможностях наших предприятий осуществлять экспорт», - подвел итог Андрей Точин.
Руководитель отдела по развитию бизнеса и специальных программ Coface Россия Маргарита Фещук рассказала об инструментах риск-менеджмента, которые компания предлагает импортерам и экспортерам. Это страхование авансовых платежей поставщикам и за рубежом, и внутри России, а также страхование дебиторской задолженности. Для поиска или проверки благонадежности и платежеспособности контрагента импортерам и экспортерам спикер посоветовала воспользоваться бизнес-справками Coface: оценкой DRA, кредитными рекомендациями, мониторингом, Business Finder, Cross Border Network. Подтвердить собственную устойчивость, особенно на рынках Европы, импортеры могут при помощи Coface Сertificate, который составляют и заверяют аналитики компании.
Анализируя уходящий год, Маргарита Фещук отметила рост цен на логистику, возникший из-за пандемии дефицит ряда товаров. Сложившая тенденция, по ее мнению, продолжится в будущем году, что повлечет дальнейшее увеличение цен на товары и услуги.
Информационный партнер: ВЭД24