Исследовались тенденции благотворительной деятельности банков, особенности их благотворительной политики, форматы программ, подходы к выбору партнеров и оценке эффективности благотворительности, а также и отношение к репутационному эффекту и возможностям мобилизации персонала (PR-, GR- и HR-эффекты)
В 2015 году была проделана только количественная часть исследования. Авторов интересовала динамика банковской благотворительности. В исследовании дан анализ финансовой отчетности 50 банков (1) за 2014 год.
Объемы благотворительности
Ситуация для количественного исследования банковской благотворительности в России уникальна — российские и иностранные банки, действующие в стране, в отличие, например, от энергетических и сырьевых компаний, предоставляют отчеты Центробанку, и эти данные открыты для всех. Однако нужно иметь в виду, что не все расходы на благотворительность могут быть представлены в отчетах Центробанку. Например, в банках, создавших собственные благотворительные фонды, оплата труда сотрудников этих фондов и компенсации их расходов (а также в некоторых случаях — и административные расходы партнерских НКО) могут не выноситься в статью именно благотворительных расходов, пусть и административных. В международных банках финансирование программ может производиться из бюджета корпоративного фонда, расположенного в штаб-квартире, что также не отражается в отчетности ЦБ. Кроме того, некоторые благотворительные акции финансируются из бюджета PR и т.п. Верно и обратное: не все расходы по данной строке отчетности являются затратами на благотворительность — туда включаются также «иные аналогичные расходы». Объемы трат на благотворительность в нашем исследовании рассматривались за 2014 год по данным Центробанка. 50 банками, входящими в рейтинговый список лучших, в 2014 году на благотворительность суммарно было потрачено 12,1 млрд рублей. Это почти в два раза больше, чем в 2011 году, — тогда цифра составляла 6,8 млрд рублей (2). При этом суммарная прибыль уменьшилась (3): в 2014 году она составила 578,9 млн рублей (в 2011 году — 581,1 млрд), соответственно, процент благотворительных трат от прибыли заметно вырос и в среднем составил 2,09% по сравнению с 1,17% в 2011 году. По абсолютным величинам благотворительных трат лидируют «миллиардеры», причем трое из них за четыре года существенно увеличили объем вложений: Банк Москвы — 4,5 млрд рублей (42, 4 млн в 2011 году (!)), Сбербанк России — 2,4 млрд рублей (1,8 млрд), Газпромбанк — 1,1 млрд рублей (0,6 млрд) и ВТБ — 1,1 млрд рублей (1,4 млрд). В Банке Москвы нам дали следующий комментарий: «Средства, потраченные банком на благотворительность, изменились незначительно. Расходы в 2014 году составили 947 млрд рублей. Прочие расходы данной статьи — финансовая помощь дочерним структурам, и не является благотворительностью», — сказала Ольга Анищенко, управляющий директор департамента внешних коммуникаций Банка Москвы. Далее следуют «полумиллиардеры»: Альфа-Банк — 0,6 млрд рублей (0,4 млрд), Банк Русский Стандарт — 0,4 млрд рублей (23 935 тыс.). Затем идут шесть «стомиллионников»: ФК «Открытие» (бывший НОМОС-Банк) — 0,3 млрд рублей (52, 6 млн), ВТБ24 — 0,2 млрд рублей (92,3 млн). Ханты-Мансийский банк «Открытие» — 151, 2 млн (115 млн), банк «Россия» (Санкт-Петербург) — 122,6 млн рублей (56 млн), «Уралсиб» — 108,5 млн рублей (1 млрд), Промсвязьбанк — 97,4 млн рублей (123,816 млн).