Игорь Соболев, председатель Комитета по КСО АМР. "Шанс на стимулирование гражданского общества"
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
Ссылка на официальный источник: http://tass.ru/opinions/1702527 Автор
Соболев Игорь
Игорь Соболеви.о. Председателя комитета по корпоративно социальной ответственности Ассоциации Менеджеров
Профайл автора

 Бурные дискуссии внутри и вокруг Гайдаровского форума почти заслонили такое событие, как форум "Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития", включая и встречу его участников с российским президентом. А между тем, там обсуждалась важнейшая тема: как создать условия для развития третьего сектора в условиях дефицита бюджетных средств. Двухдневная встреча представителей НКО, власти и части бизнеса в рамках форума, завершившаяся общением 700 участников из всех регионов страны с Владимиром Путиным, выявила как успехи, так и основные проблемы в секторе некоммерческих организаций. Тут стоит оговориться: вопросы сотрудничества гражданского общества и государства обсуждались на форуме преимущественно в контексте анализа девяти лет реализации программы президентских грантов. Именно это обстоятельство обусловило тот факт, что самые острые дискуссии последнего времени - относительно присвоения НКО статуса "иностранных агентов", особенно обострившиеся в прошлом году, остались за кадром пленарного заседания, да и в рамках дискуссий эта тема обсуждалась не слишком бурно. Ответы представителей власти на вопросы в этой части не отличались разнообразием: мы действуем в рамках закона, не видим серьезных проблем в том, что касается большинства некоммерческих организаций, да - к отдельным НКО повышенное внимание в связи с изменением законодательства, но это малая часть сектора. Большинство среди присутствовавших на форуме составляли получатели президентских грантов. Их - лучших из лучших, не штрафуют и не закрывают. Впрочем, и со стороны элиты НКО звучала критика, что некоторых проверяли дважды, но они уверяют, что проверяющие были предельно корректны и даже давали ценные рекомендации. Представителей бизнеса, который в других странах является важнейшим источником социальных инвестиций, на встрече было мало. В ходе дискуссии стало очевидно, что в сложившейся системе, где сильные организации получают поддержку от бизнеса и государства, новым инициативам трудно пробить дорогу сквозь бюрократические препоны. Еще одна грань этой проблемы в том, что регистрация НКО – процедура куда более сложная и долгая, чем даже открытие нового бизнеса. Среди важнейших проблем участники дискуссии обозначили также крайне низкий уровень доверия российского общества к некоммерческому сектору. А основными причинами сформировавшегося в социуме отношения принято считать недостаточную  информированность граждан о работе некоммерческих организаций, в том числе из-за отсутствия внимания СМИ к конкретным проектам. На этом, в том числе, заострил внимание и президент, предложивший подумать над тем, как привлечь прессу к освещению роли некоммерческого сектора. Но понятно, что дело не только в "зеркале": в рамках дискуссии представители как государства, так и гражданского общества много говорили о необходимости повышения эффективности работы и большей открытости НКО. Звучали, в частности, предложения о введении практики обязательной публикации отчетов получателей грантов по президентской программе, в которой задействованы серьезные средства. Это крайне важная инициатива, хотелось бы увидеть ее реализованной. Хоть повестка форума и концентрировалась на взаимодействия НКО и государства, тема формирования трехсекторного партнерства, координации усилий все-таки прозвучала на круглом столе "Социальные инвестиции в НКО: как увеличить их объем и повысить эффективность". Речь шла в первую очередь о необходимости создания информационных порталов, содержащих сведения о реализации совместных проектов с оценкой лучших практик и возможностей их тиражирования. Но обсуждалась и куда более важная проблема: Россия остается практически единственной страной с достаточно высоким по мировым масштабам уровнем доходов, в которой практически отсутствует налоговое стимулирование вложений бизнеса в некоммерческий сектор. В форуме приняли участие руководители Счетной палаты и налоговой службы, а также Минюста, Минфина, генеральной прокуратуры. Так что участники дискуссии со стороны НКО и бизнеса получили от власти обратную связь, но она, к сожалению, не содержала обещаний каких-то налоговых послаблений. Вместо этого неоднократно в разной постановке звучал вопрос о реестре НКО, точнее о его расширении - реестр уже существует, его ведет Минюст, но в нем мало информации о проектах, его задача - собирать юридически значимые сведения о работе НКО. Есть и второй реестр – социально-ориентированных НКО, он ведется Минэкономразвития.  Превратить эти реестры в ресурсы, имеющие содержательную ценность для общества, бизнеса и чиновников, трудно. В рамках встречи представители Общественной палаты озвучили идею отдать им вопрос ведения реестра всех НКО, включая социально ориентированные, политические и прочие.  Но на форуме стало ясно, что четкий "водораздел" на сегодня затруднен. Позднее об этом сказали и президент: что формулировка "социально-ориентированная НКО" является нечеткой и нуждается в "доопределении".
Важно обеспечить активность бизнеса в деле социального инвестирования
Некоторые представители некоммерческого сектора выступали против очередного усложнения регулирования, введения дополнительных реестров, считая, что их достаточно на федеральном и региональном уровнях. И хотя Общественная палата связала свои предложения с последующими налоговыми льготами, и сообществу понятно, что такие льготы необходимы, вряд ли стоит ожидать таких решений. Остальные заявления президента – в том числе, о необходимости расширения роли НКО, были встречены позитивно, но они не новы. Мы и ранее не раз слышали от него и от других чиновников: государство готово делиться своей работой с некоммерческим сектором и его финансировать при соответствующем госконтроле. Пока это скорее задача будущего, но важно, что четко прозвучало: поддержка НКО финансовыми средствами будет продолжена и через президентскую программу, и по линии министерств и ведомств (которые ведут свои грантовые программы), и по региональным программам. И судя по обещаниям, поддержка президентскими грантами вырастет почти на 1 млрд рублей в 2015 году. Но важно обеспечить также активность бизнеса в деле социального инвестирования. В рамках форума прозвучали предложения от крупного бизнеса - "Норильского никеля",  "Металлоинвеста" и других: распространить уже имеющиеся льготы, которые разрешают отнесение на себестоимость спонсорских проектов, еще и на проекты благотворительные. Такая мера как раз и обеспечит ожидаемый контроль за целевым расходованием средств – сейчас спонсор их контролировать не может, а благотворитель юридически способен. В этом причина, почему многие организации отказываются от спонсорских проектов. И вот это предложение, не создающее дополнительной нагрузки бюджету, как мы надеемся, должно быть поддержано.