Тепловые станции протянут без ремонта около двух лет
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32

Госдума приняла закон, не позволяющий уклониться от повышающих коэффициентов при оплате коммунальных услуг тем, у кого в квартире нет счетчиков воды и электроэнергии. А с апреля 2016 года в России вводятся обязательные платежи на общедомовые нужды — по нормативам. Марат Баширов, политтехнолог и председатель Комитета по взаимодействию с органами власти Ассоциации Менеджеров России рассказывает о том, почему физическим лицам не стоит бояться зимовать в холодом доме и кто создает долги тепловым станциям.

Тепловые станции зарабатывают от продажи тепла, выделяемого при производстве электроэнергии. Сейчас они все обвешаны долгами, которые растут по двум причинам. Во-первых, долги на оптовом рынке делают сбытовые компании, когда не рассчитываются со станциями. Может быть, кто-то помнит серию уголовных дел, заведенных в связи с обанкрочиванием одной из крупненйших сбытовых компаний «Энергострим». После ее выхода с рынка Минэнерго провел конкурс, и у тепловиков появились новые партнеры, а старые миллиардные долги «Энергострима» так и остались непогашенными — тепловые станции как одни из участников оптового рынка тепловой энергии взяли эти долги на себя.

Вторая причина роста долгов — неуплата по счетам непосредственно потребителей — я имею в виду в первую очередь не физические лица, а юридические, которые перепродают тепло физическим лицам. Задолженность составляет порядка 150 миллиардов рублей, причем некоторых дебиторских долгов уже не вернуть, потому что управляющих компаний, за которыми долги числятся, уже не существует. Управляющие компании тепло нам с вами, конечно, поставляют, но с тепловыми станциями зачастую рассчитываются позже или не в том объеме, или вовсе банкротятся и не рассчитываются никак. На месте обанкроченных компаний создаются новые, причем юрлица сменяют друг друга, а фамилии учредителей могут и не меняться. Долги, оставшиеся от прежних юридических лиц, никуда не исчезают. Просто так взять и списать их тепловые станции не могут в силу специфики процедуры налогооблажения. Благо, уголовные дела в отношении мошенников из управляющих компаний периодически заводят. Управляющие компании появились на рынке энергетики около 8 лет назад, активно жульничать они начали лет 5 назад. После первых трех лет радикальной борьбы с неплательщиками Минстрой начал лицензировать управляющие компании и, соответственно, вести учет всех игроков. Любое государство — механизм медленный, поэтому для того, чтобы у государственных органов сложилась четкая позиция по этой проблеме, уголовной практики должно быть больше.

Кроме того, проблему тепловым станциям создает недостаточное оснащение сетей измерительными приборами для учета количества и качества тепла, получаемого зданиями. Вопрос стоит уже несколько лет и все никак не решается. Широкие магистральные трубы, выходящие из станций, оснащены, а вот с так называемой «лапшой», разветвленными сетями более мелких труб, принадлежащими муниципалитетам или управляющим компаниям — проблемы. Приборы необходимо устанавливать между сетью и домом — не обязательно устанавливать счетчики в каждой квартире. Управляющие компании и некоторые муниципальные чиновники постоянно срывают установку измерительных приборов, потому что на отсутствии учета тепла, поставленного в дома, они неплохо кормятся.

Пугалке про отключение неплательщиков от теплоснабжения в качестве возмещения убытков (ее сейчас распространяют СМИ), не вполне стоит верить. Во-первых, в зимний период никто не может отключить от тепла объект, особенно если это социальное или оборонное учреждение, стратегический объект. В тюрьму, например, нельзя прекратить поставку тепла. Тепловики могут лишь понизить температуру — было, скажем, в доме 19 градусов, а может стать 15.

Как тепловым станциям выйти из сложившейся ситуации? Необходимо разрешить им заключать договоры напрямую с физическими лицами, минуя посредников в лице управляющих компаний. За это активно борются Минэнерго и Минстрой.

Стоит дать тепловикам возможность войти в тот сегмент энергетического рынка, который занимают сегодня котельные. Производство тепловой энергии на тепловой станции гораздо дешевле — на 30-40% — чем в котельной. Соответственно, тарифы на тепловую энергию тоже дешевле, но сегодня тепловик с тарифом 800 рублей за гигакалорию не может прийти в дом, оплачиваемым котельными за 1600 руб/гКал. Сфера влияния котельщиков имеет границы, сквозь которые тепловикам не пробраться. Деятельность котельных контролируется муниципальными властями, а лица, аффилированные с муниципальными властями, как известно, в основном зарабатывают на стройках. В мэрии могут выделить землю под строительство таким образом, что она не цепляется к контуру централизованного теплоснабжения, и строители втыкают туда котельную, на которой потом зарабатывают. По-хорошему, тепловиков должны уведомлять о строительстве новых микрорайонов, чтобы они могли в застраиваемой местности развить свою сеть.

Если не начать предпринимать вышеобозначенные меры по облегчению положения дел тепловых станций, то они проживут без ремонта года два, а затем начнут повсеместно выходить из строя.