Не надо в каждом селе строить прокатный стан
Ассоциация менеджеров России провела 2 июля 2015 года деловой завтрак с председателем комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, президентом Ассоциации региональных банков России Анатолием Аксаковым. Представители различных структур, малого, среднего и крупного бизнеса из практически всех секторов экономики смогли задать свои вопросы депутату Госдумы, и большинство из них касалось новых законов, принятых Госдумой, или отложенных на осеннюю сессию 2015 года законопроектов.
Анатолий Аксаков сообщил, что комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству занимается разнопрофильными направлениями в жизни страны: например, вопросами алкогольной отрасли, пивоварением, туризмом и прочими направлениями. Поэтому комитету подчас бывает сложно принять выверенные решения по такому количеству направлений. «По некоторым вопросам я взял на себя ответственность, и мы перенесли на осень принятие законов, например, такого спорного и сложного документа, как закон о торговле, принятый в первом чтении. Но Думе надо принять сбалансированное решение, чтобы соединить интересы торговли, поставщиков и потребителей», – заявил Аксаков.
Аксаков далее коснулся вопроса о введении института саморегулирования на рынке туристических агентств, против чего, однако, выступают сами турагентства. «Поэтому мы тоже взяли паузу, чтобы встретиться с представителями туристической индустрии и обсудить, почему они выступают против. Но задача стоит так – турист, пострадавший от работы турагентства и туроператора, должен получить 100% возмещение своих затрат», – уверен депутат.
Ключевая задача, которая стимулирует Аксакова, по его словам, такова – в работе комитета постараться сформировать правовые условия для изменения модели экономического развития страны. Ведь уже давно понятно, что те решения, которые принимаются в правительстве и Госдуме, обеспечивают стабильность – но на очень низком качественном уровне, что не позволяет России приблизиться к развитым странам. Поэтому должны быть предприняты решительные действия в правовой и бюджетной политике. Некоторые действия уже предпринимаются, например для того, чтобы уменьшить административный пресс, в том числе в секторе малого и среднего бизнеса (МСБ).
Например, сейчас принято решение о создании корпорации развития малого и среднего бизнеса, для того, чтобы бизнес не ходил по разным ведомствам, а мог обращаться в одно окно, сообщил Анатолий Аксаков. Новая структура будет заниматься не только выдачей гарантий и финансированием бизнеса, но и оказывать консультативную и юридическую помощь малым и средним предприятиям. В том числе и помогать им судиться с чиновничьим произволом. «Уже продуман механизм работы, Центробанк обещает, что готов будет рефинансировать кредиты, выданные банками МСБ, принимать в залог как сами кредиты, так и выпущенные на основании этих кредитов секьюритизированные облигации», – отметил Аксаков.
Депутат напомнил, что сейчас возникает много вопросов в секторе государственных закупок, в том числе и коррупционных, например, почему тендеры выигрывают соперники наших компаний из-за рубежа. Нам нужна полная информация о наличии оборудования отечественных производителей, аналогичного импортному. «Нет никакого при этом желания замкнуться в рамках своей страны и поставить в каждом селе по прокатному стану. У нас есть желание, чтобы была здоровая конкуренция, в которой наши производители имели бы шанс выигрывать», – отметил Анатолий Аксаков.
Главный редактор журнала «Банки и деловой мир» Людмила Коваленко спросила у Аксакова, какой он видит ту модель, которая нужна нашей экономике, и попросила описать ее основные приметы. Также она спросила мнение депутата о том, нужно ли вводить в экономику элемент планирования.
Аксаков ответил, что сейчас мы идем в направлении реализация идеи индикативного планирования. Крупнейшие компании, которые формируют в нашей стране более половины ВВП, разрабатывают и передают в правительство свои проекты, те, которые компании считают перспективными. При этом у правительства появляется информация об этих проектах, на основе которой строится экономическая политика, создавая возможность крупнейшим поставщикам этих компаний конкурировать, включая и отечественных и иностранных поставщиков. Выбор остается за покупателем, кому давать подряд на работу. «Мы должны мониторить рынки. Министерство экономического развития должно выступать прогнозистом, анализируя мировую экономику на 30 лет вперед», – заявил Анатолий Аксаков. Надо формировать программы, обеспеченные деньгами, уверен он. Понятно, что их придется корректировать при изменениях мировой экономики, но такое индикативное планирование существует во всех странах, чтобы было можно корректировать программы развития своей промышленности.
Коснулся Аксаков и вопроса оценки регуляторного воздействия государства на бизнес. Инициировать оценку воздействия имеет право совет Госдумы. Те документы, которые могут увеличить нагрузку на бизнес, например, предлагающие увеличение налогов, совет может не согласовывать. Также совет Госдумы будет обращаться в правительство, когда законопроекты вызывают вопросы у бизнес-сообщества. «Если поправка в законопроект вносится резонансная и влияет на экономическую политику, мнение правительства запрашивается всегда», – сообщил депутат.
Галина Панина, представитель компании «Леруа Мерлен», сообщила Аксакову, что этой компании было бы удобнее работать с российскими поставщиками, но у наших производителей нет гарантий качества, желания адаптироваться под требования «Леруа», нет долгосрочных контрактов и больших объемов. «Часто оказывается, что представляется клиент российским производителем, а на деле потом мы видим, что заводы у него в Китае», – отметила она, сообщив, что это касается, в первую очередь, производства ткани. Планируются ли программы поддержки российских производителей, работающих в сфере ремонта и обустройства жилья и офисов, спросила Панина у Аксакова.
«В этом вопросе я бы на первое место ставил средний бизнес, как определенную базу, позволяющую иметь качественную российскую продукцию», – ответил Аксаков. Он предложил Паниной вступить в контакт с корпорацией МСБ, чтобы стимулировать процесс, формировать стандарты качества продукции компаний сектора МСБ.
«Вчера мы установили запрет для компаний, зарегистрированных в офшорах, на поставки товаров в государственные компании, и есть у нас вопрос по торговым электронным площадкам. Нужно проверяться, в каких юрисдикциях электронные площадки зарегистрированы», – сообщил Аксаков.
Представитель одного из оборонных производств спросил у депутата, не считает ли он, что надо напрямую докапитализировать оборонные предприятия – не через программу государственной поддержки, а через фонды прямых инвестиций.
На этот вопрос ответил глава Ассоциации менеджеров России Владимир Сенин. Вопрос о том, доводить ли средства до предприятий напрямую, уже решен и принята модель, что более эффективно и правильно доводить средства до предприятий не напрямую, а через банковскую систему, сообщил Сенин.
Задали Аксакову и вопрос о регулировании рынка форекс в России. По словам корреспондента издания «Рамблер–Финанс», несмотря на принятый закон о регулировании рынка, форексные компании не спешат получать лицензии. На это Аксаков ответил, что он ведет диалог с представителями этой индустрии, и что некоторые форекс-дилеры считают норму по собственному капиталу для работы на этом рынке завешенной, но закон принят и теперь нуждается в создании к нему подзаконных актов, резюмировал встречу с бизнес-сообществом депутат.
Подробнее: http://bankir.ru/novosti/s/ne-nado-v-kazhdom-sele-stroit-prokatnyi-stan-10108780/#ixzz3f7GxL1p9