Денис Шулаков, Антон Мальков и Ольга Гороховская обсудили особенности работы с азиатскими инвесторами
Антон Мальков (Sberbank CIB), Вячеслав Евсеев (Ассоциация менеджеров), Евгений Фетисов (Московская биржа) и Денис Шулаков (Газпромбанк)
29 октября на Московской бирже прошло заседание комитета по корпоративным финансам и рынкам капитала Ассоциации менеджеров на тему: есть ли деньги на Востоке и каковы особенности работы с азиатскими и ближневосточными инвесторами?
В качестве спикеров выступили первый вице-президент Газпромбанка Денис Шулаков, руководитель управления рынков капитала департамента глобальных рынков Sberbank CIB Антон Мальков, директор долговых рынков капитала Sberbank CIB Ольга Гороховская, управляющий директор по денежному рынку Московской биржи Игорь Марич. Также своим мнением и опытом поделился Марк Завадский, генеральный директор компании Alibaba.com (RU) и директор по развитию AliExpress в России и СНГ. Но Завадский сразу предупредил, что будет говорить не как представитель этих компаний, а как частное лицо.
Первым из выступающих слово взял Антон Мальков. «Азиатский рынок очень значимый в мировом масштабе, это рынок растущий и сопоставимый с американским и европейским. Понятно, что на нем доминирует Китай, включая Гонконг. Но самая главная характеристика этого рынка, в отличие от американского и европейского — то, что это рынок для своих», — сказал он. Мальков отметил, что, начиная с 2012-2013 года существует тренд на увеличение доли участия азиатских и ближневосточных эмитентов в российских размещениях. Резюмируя, Антон заявил, что этот рынок очень значим, на него нужно тратить время и нужно запастись терпением, понимая особенности менталитета.
Второй спикер — Денис Шулаков — отметил, что главный вопрос заключается в том, есть ли у нас как у страны понимание того, где мы возьмем источник долгосрочного инвестиционного спроса. Он также заявил, что нам не надо искать денег на Востоке, нам вообще не надо ничего искать, мы должны объединить то, что у нас есть, с тем, что есть там. Затем он коротко рассказал о китайской экономике и сравнил некоторые ее показатели с российскими.
Ольга Гороховская начала свое выступление с вопроса к присутствующим: «Как вы считаете, какой из азиатских рынков самый большой по объему выпуска долговых инструментов?» И сама же призналась, что для нее было сюрпризом, что это не китайский рынок, а японский. На следующем месте — Южная Корея. «Получается, что те имена, которые действительно представляют собой огромные цифры, для нас даже инвесторами не являются», — сказала она. Ольга выделила две основные причины того, что азиаты мало интересуются российскими компаниями. «Во-первых, все эти рынки не понимаю, что такое LPN, тот формат, в котором выпускаются еврооблигации для большинства российских корпоратов. Корпораты во всех нормальных странах могут выходить на другие рынки напрямую, мы не можем», — сказала она.
Еще одна причина заключается в том, что все азиатские рынки смотрят на высококлассных эмитентов, и одним из мерил этого качества является кредитный рейтинг. «Практически все, что размещается на азиатских рынках, это категория A и выше. У нас таких компаний нет. У нас и государство далеко не в этой категории», — заявила Гороховская. И это, по ее словам, формально прикрывает нам дорогу на эти рынки.
Затем она еще немного рассказала про panda bonds, отметив, что это локальный бонд, ориентированный исключительно на местных инвесторов.
После Ольги к микрофону подошел Марк Завадский. «Наверное, размещение в Азии может быть интересно тем компаниям, которые ведут свой бизнес там. И не только с точки зрения финансирования, но и как имиджевая история», — сказал он. Марк согласился с заявлением Дениса Шулакова о том, что не стоит бегать за деньгами, а стоит предлагать какие-то возможности, так как это намного эффективнее. На примере компании Alibaba Завадский объяснил, что для китайского бизнеса не характерны «инвестиции вслепую».
Последним выступил Игорь Марич, который рассказал о взаимоотношениях Московской биржи с Китаем, который находится на третьем месте по объему зарубежных инвестиций после США и Японии. «Китай для нас партнер номер один во внешней торговле, а мы для Китая — в первой десятке, под номером девять», — заявил Марич, чем вызвал смех в зале, но подчеркнул, что это достаточно высокая позиция. Он привел различные данные по использованию юаня и отметил, что китайская валюта вышла на четвертое место в расчетах, после доллара, евро и фунта.
«У нас на финансово-экономическом уровне не было, на мой взгляд, совместных планомерных усилий для того, чтобы открыть китайский рынок для российских эмитентов. И я надеюсь, что сейчас усилия с обеих сторон дадут общий синергетический эффект и позволят не найти деньги, а создать необходимую инфраструктуру и условия для того, чтобы наши компании и банки могли привлекать деньги китайских инвесторов, а те в свою очередь могли работать с нашими инструментами», — заключил Марич.
Евгений Фетисов (Московская биржа) и Антон Мальков (Sberbank CIB)
Руслан Вестеровский (ЦБ) и Андрей Брагинский (Московская биржа)
Дарья Рябова (FinBuzz), Дмитрий Бобров (IR Magazine), Ольга Гороховская и Антон Мальков (Sberbank CIB)
Ольга Гороховская и Антон Мальков (Sberbank CIB)
Первым выступал Антон Мальков, руководитель управления рынков капитала департамента глобальных рынков Sberbank CIB
Марк Завадский, генеральный директор компании Alibaba.com (RU) и директор по развитию AliExpress в России и СНГ
Денис Шулаков, первый вице-президент Газпромбанка
Спикеры заседания
Игорь Марич (Московская биржа)
Фото: Михаил Богачев