Бизнес, власть, общество: кому в КСО жить хорошо?
29.11.2017
издание: Деловой Петербург
автор: Юрий Праслов
Сначала по цифрам: порядка 9,5 тысяч организаций из всех российских регионов претендовали на 6,6 млрд рублей, выделяемых по президентским грантам. В итоге, только треть получила какие-то субсидии, размер которых варьировался индивидуально от 50 тысяч до 27 млн руб. Общая цифра, казалось бы, внушительная, но по факту сопоставимая с ежегодными ассигнованиями одного крупного металлургического холдинга на решение своих экологических проблем.
Еще пример: приоритетной программой «комплексное развитие моногородов», затрагивающей судьбы более трехсот депрессивных муниципалитетов России с общей численностью населения более 13,5 млн человек, МЭР предусмотрены бюджетные ассигнования для предоставления в общей сумме 15,9 млрд руб. на срок 2017-2019 гг. (субсидия Фонду моногородов).
А теперь внимание! почувствуйте разницу: в 2016 году из российского бюджета, по данным постпредства при ООН, было выделено около $1,2 млрд (порядка более 83 млрд рублей) на реализацию целей устойчивого развития ООН - борьба с нищетой, болезнями и другими глобальными вызовами. Размер списания долга беднейшим африканским странам достиг суммы в $20 млрд (более 140 млрд рублей). Колоссальная диспропорция ассигнований, уходящих на глобальные цели и государственное финансирование локальных общественных программ, решение которых безотлагательно требуется в России!
Кто несет основную нагрузку, исходя из этой диспропорции глобальных и локальных усилий российских властей на финансирование общественных задач? Бизнес. Нагрузка на реальный бизнес выражается не просто в деньгах, а еще и в том, что он во многом подменяет собой то, чем в развитых странах занимаются муниципальные власти. Создаются фонды, растет аппарат менеджеров, отвечающих за взаимосвязь с органами власти, объявляются тендеры по распределению средств на тот же третий сектор НКО-операторов.
Образовавшаяся в результате модель государственно-частного «партнерства» толкает бизнес на своеобразное понимание КСО и устойчивого развития. Чаще всего российский бизнес либо замещает собой муниципалитет в той или иной мере, либо «компенсирует» вред, наносимый окружающей среде и сотрудникам, заботой о территориях своего присутствия в виде создания «благоприятной среды обитания», включающей те самые элементы инфраструктуры, спортивно-массовые мероприятия, культурные и экологические инициативы, волонтерство, о которых в дальнейшем рапортуют местные чиновники. Бизнес становится донором недофинансированного муниципалитета и еле подающего надежду на выживание третьего сектора общественных НКО.
В итоге, у бизнеса формируется особая психология «донора», а у региона/муниципалитета «иждивенца», - психология, транслируемая на каждого конкретного жителя города или региона, а также сотрудника компании-донора. Из года в год подписываются трехсторонние соглашения, по которым осуществляется финансирование проблемных зон территорий присутствия.
О чем говорит мировой опыт КСО? Это целостный подход к устойчивому развитию, когда бизнес компании формируется вокруг потребностей среды и населения. Градообразующие предприятия также присутствуют, но либо формируются вокруг центров поставки сырья, либо грамотно выводят людей из технологически отживающих процессов, повышая тем самым свою производительность и поставляя на местный рынок дополнительный ресурс для предпринимательства. В отдельных случаях это способствует росту миграционных потоков, которые в нашей стране затруднены из-за ее широкого географического и климатического разнообразия и разницы в уровне жизни.
В итоге, имеем: основа для интеграционной модели КСО отсутствует изначально в мотиваторах собственника и государства на когнитивном, психологическом и финансовом уровнях. Лишь с глобальными мультинациональными компаниями в Россию проникает подход, когда устойчивая ценность продукта или услуги возникает на протяжении всей цепочки «поставщик-производитель-потребитель», а потребитель предъявляет поставщику и производителю запрос на «зеленые» технологии и продукты.
Преодоление узкой трактовки КСО и устойчивого развития как стремления выжить самим и поддержать самых незащищенных идет уже на протяжении последнего десятилетия. И ключевую роль в преодолении устоявшихся обыкновений играют КСО-менеджеры, интегрирующие в себе роль внутренних коммуникаторов, специалистов по GR, а также PR-менеджеров.
Пока российскую экономику «выручал» экстенсивный рост, можно было «плыть» на модели «донор-реципиент». Цифровая экономика явно вносит свои коррективы в привычный уклад бизнеса, приводя к резкому сокращению издержек, в частности в производственной сфере, в особенности технологически баластного человеческого ресурса.
Настало время провести полный аудит бизнес-модели своего бизнеса и задуматься об исключении тех направлений, которые приводят к обогащению акционеров в ущерб интересам местного сообщества, либо окружающей среды. Имущественные диспропорции населения регионов обостряются еще больше, кризис избыточных кадров уже «дышит в спину», дискредитируя компанию и ее руководство в глазах потенциальных инвесторов при принятии резких управленческих решений. Компании изощряются в раскрытии, не задумываясь о сути своего бизнеса и меняющейся модели взаимоотношения «бизнес-общество-государство».
Новые модели КСО приносят с собой люди, поэтому на выпуск рейтинга Топ-50 КСО-менеджеров возлагается особая ответственность отметить тех, кто несет изменения в свои организации, а значит в общественное пространство, меняя менталитет бизнеса и общества. Отрадно, что среди новых героев можно все чаще встретить отечественный бизнес. Возможно, это есть отражение того, что смена отношения российского бизнеса к обществу уже началась, и хорошие примеры, транслируемые мультинациональными компаниями, будут подхвачены на местах, а там, где местного бизнес-ресурса не хватит, инфраструктурные инициативы государства заложат основы здоровой предпринимательской среды.