Возвести в степень
18.04.2018
издание: Российская газета
автор: Евгения Носкова
Найти баланс между прежними традициями образования и сегодняшними требованиями бизнеса стремятся все ведущие бизнес-школы мира - Harvard, Wharton, INSEAD, Stanford, LBS. В Академии PwC, например, дополнительно включили в программу такие темы, как финансовые технологии, agile (гибкое планирование и менеджмент. - Ред.), новые подходы к бюджету и др.
Больше половины российских работодателей полагают, что получение MBA влияет на развитие карьеры, показало исследование Hays Россия. При этом только для четырех процентов наличие диплома - это решающий фактор при выборе кандидата. В тройку лидеров среди сегментов, где MBA важно, вошли стратегическое развитие бизнеса, маркетинг и PR, продажи. Меньше всего степень нужна IT-специалистам.
- Получение МВА позволяет серьезно повысить управленческие компетенции, поэтому практика показывает, что чаще всего за дипломом МВА идут те, кто недавно стал руководителем и нуждается в серьезном переосмыслении уже существующих знаний и навыков, чтобы соответствовать должности, - рассказал первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев. - Еще одна категория - менеджеры из отраслей, стагнирующих в кризис. Они инвестировали деньги и время в самый надежный актив - в себя.
Опрос лауреатов рейтинга "Топ-1000 российских менеджеров" показал, что МВА в среднем есть у 23 процентов из них. Самое большое число обладателей степени среди финансистов (37 процентов), самое маленькое - среди директоров по коммуникациям (11 процентов).
В России есть сильные школы, в которых можно получить МВА, но большинство работодателей отдают предпочтение дипломам, полученным за рубежом. В исследовании Hays Россия отмечается, что почти 40 процентов российских компаний отдают предпочтение американским бизнес-школам, а 36 процентов международных компаний - европейским. Для четверти работодателей неважно, где была получена степень.
- Конечно, различия между российскими и зарубежными программами существуют, - отметил руководитель Академии PwC Эндрю Тайлер. - В России, например, нет государственного стандарта МВА, каждая бизнес-школа выдает свой диплом. Ценность таких дипломов за пределами страны под вопросом, поскольку их бренды пока не слишком известны в мире.
По словам Тайлера, при выборе программы MBA стоит обратить внимание на экспертизу школы - кто преподает и насколько программа может качественно покрыть теоретическую и практическую стороны обучения. Для некоторых работодателей, как подчеркнул эксперт, бренд программы имеет значение, поэтому этот критерий также стоит учитывать.
- Выбор школ Европы или, например, Юго-Восточной Азии может быть оправдан в том случае, когда работа тесно связано с этими регионами, - считает директор по маркетингу и развитию Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров. - В ближайшей перспективе менеджер планирует переехать в ту или иную страну на постоянное проживание или на работу. Мы готовы предложить слушателям поехать на стажировку, осмотреться, "прощупать почву" для дальнейшего переезда в этот регион.
Слушатели также могут пройти стажировочный модуль Global Executive MBA, где в течение 7 дней в интенсивном режиме "прокачивают" управленческие навыки в интернациональной группе руководителей из 8-10 стран. По словам Федорова, это возможность познакомиться с управленческими технологиями за рубежом. Как рассказал эксперт, в ходе обучения менеджеру и предпринимателю важно отработать полученные знания на практике, в группах (взаимодействие, обмен опытом и коммуникация), при необходимости скорректировать полученный опыт или выполненный проект. Занятия в аудитории как основное преимущество бизнес-образования отмечают 70 процентов слушателей, а ключевым ресурсом обучения называют "сообщество МВА" (коллег по группе, преподавателей, выпускников).
Еще один из основных критериев выбора школы MBA - объем программы. Школы бизнеса США традиционно предлагают двухгодичную МВА, но первое место в рейтинге FT Global MBA Ranking 2017 занимает интенсивная годичная программа европейской школы INSEAD. "Современные менеджеры нацелены на получение необходимых знаний в максимально сжатые сроки", - считает Эндрю Тайлер.
В Саранске обсудят сотрудничество науки и бизнеса в сфере IT-образования
Выбирая школу, нужно учитывать, что платить за обучение, скорее всего, придется самостоятельно. Только 6 процентов работодателей готовы оплатить диплом сотрудникам. "Случаи оплаты работодателем обучения МВА сократились. Эта практика сохранилась в крупных иностранных компаниях по отношению к тем сотрудникам, которые имеют значительный срок работы в них", - рассказал директор по развитию кадрового агентства "Юнити" Рустам Барноходжаев. По его словам, повышенный спрос на выпускников МВА постепенно снизился. Наличие диплома отходит на второй план по сравнению с опытом работы и достижениями специалиста. "В большинстве случаев заказчики даже не упоминают про МВА при описании потенциальных кандидатов, - добавил эксперт. - Выпускники школ МВА могут иметь некоторое преимущество в тех случаях, когда заказчиками выступают тоже обладатели МВА или в тех случаях, когда речь идет о двух абсолютно идентичных кандидатах по опыту, при этом у одного из них есть диплом".
Тенденцию подтверждают и в Ассоциации менеджеров. По словам Вадима Ковалева, владельцы и акционеры оценивают портфолио кандидата в целом, достижения в конкретной сфере, опыт реализации комплексных проектов. "Ведь никакой диплом прямо не гарантирует, что работа его обладателя получит признание среди клиентов и к нему придет коммерческий успех", - заключил он.
Мнение
Владимир Беспалов, ректор НИУ "Московский институт электронной техники", д.т.н., профессор
Сегодня успешность университета складывается из трех составляющих: качества образования, научного признания и востребованности результатов образовательной и научной деятельности со стороны промышленности и бизнеса. Чтобы максимально эффективно взаимодействовать с бизнес-партнерами, вузам необходимо кардинально обновить содержание и формы образовательных программ.
За последние годы в нашем вузе создана современная электронная образовательная среда, обеспечивающая глубокую интеграцию в учебный процесс научных, технологических и опытно-конструкторских проектов, которые реализуются в промышленности и исследовательских подразделениях вуза.
Второй фактор эффективного партнерства вуза и бизнеса - объем финансов, направленных на научные исследования и разработки. В МИЭТ этот показатель лучший по России и составляет более трех миллионов рублей на одного научно-педагогического работника. Основная часть этих средств получена именно от выполнения работ, инициированных и заказанных предприятиями промышленности.
Залогом доверия университету со стороны бизнеса является развитая научная и производственная инфраструктура.
В МИЭТ это уникальная инновационная "экосистема", благодаря которой исследователи и разработчики могут быстро и эффективно опробовать свои идеи и изготовить опытные образцы, начиная от интегральной схемы до радиоэлектронных модулей и аппаратуры в целом.
Евгения Носкова