Корпоративное волонтерство: кризис как фактор усиления солидарности
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
Пандемия коронавирусной инфекции поделила мир на «до» и «после» во многих аспектах и смыслах. Один из них — взаимодействие бизнеса и общества: представителей и подопечных некоммерческих организаций. В ситуации «до» оно крепло с каждым днем, приобретая все новые формы, консолидируя огромное количество управленцев и сотрудников компаний и общественные объединения, местные сообщества и органы власти. Ситуация «после», казалось бы, должна выглядеть пессимистично, учитывая экономические и социальные последствия ограничительных мер. Однако в реальности роль волонтерства, в том числе корпоративного, вполне может усилиться даже больше, чем до кризиса.

Феномен корпоративного волонтерства, его форматы и варианты дальнейшего развития редакция журнала Professional обсудила с первым заместителем исполнительного директора Ассоциации менеджеров России, членом московской Общественной палаты, инициатором создания и ответственным секретарем Национального совета по корпоративному волонтёрству Вадимом Ковалевым.


ЦУР и не только

Пять лет назад в ходе Саммита ООН по устойчивому развитию в Нью-Йорке Россия подписала документ под названием «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Это, среди прочего, беспрецедентная международная программа, историческая глобальная повестка, которая включает в себя 17 целей и 169 задач и охватывает три основных аспекта устойчивого развития – экономический рост, социальную интеграцию и охрану окружающей среды.

В достижении Целей устойчивого развития (ЦУР) ключевая роль отведена бизнесу, который «поможет миру наиболее эффективным образом достичь целей устойчивого развития и уже сегодня получит выигрышные коммерческие возможности завтрашнего дня». В том числе, с учетом ценностей социальной ответственности. С которыми, в свою очередь, работает некоммерческая сфера.

Стремлением крупных компаний к достижению ЦУР объяснялось, среди прочего, повышенное внимание к развитию так называемой корпоративной социальной ответственности, одним из направлений которой является корпоративное волонтерство.

НКО, при этом, в идеальном варианте развития событий должны выступать надежными и высокопрофессиональными партнерами бизнесу. Повысить доверие к некоммерческим организациям со стороны заказчиков социальных услуг и доноров призвана система «ОКНО» (обеспечение качества деятельности НКО и социальных предпринимателей). Прошлым летом ряд тульских некоммерческих организаций прошли аудит по данной системе, их оценивали по 11 областям качества: руководство организацией, планирование деятельности, менеджмент, управление персоналом, обучение и развитие, управление финансами и ресурсами, внешние связи и другие. Эксперты системы «ОКНО» отметили высокий уровень тульских НКО, например общественной организации «Маленькая страна — мы есть!» и «Тульской городской организации женщин».

Иными словами, в региональном «третьем секторе» бизнес, стремящийся к достижению ЦУР, вполне может найти для себя надежных партнеров.

Другая история — предприятия и компании, пока еще не обремененные стремлением к международным стандартам, в том числе ЦУР, положительный эффект корпоративной социальной ответственности также давно ощущает: производить качественные товары и услуги, внедрять экологические технологии, заботиться о собственных сотрудниках, вкладывая немалые средства в социальные программы, - все это работает на репутацию бизнеса, помогая создавать бренд социально ответственного предприятия и привлекательного работодателя.

Национальная особенность

Другой фактор, который обуславливает рост популярности корпоративного волонтерства, - это истинно русская традиция помощи ближним и многолетняя практика участия работодателей в жизни местных сообществ.

«Эта традиция появилась в нашей стране давно, еще в дореволюционную эпоху, - отмечает Вадим Ковалев. - В советские годы у каждого крупного предприятия были подшефные детские дома, дома престарелых, профсоюзными организациями, молодежными советами велась постоянная большая работа в этом направлении. Просто на современном этапе, эти традиции и принципам работы были актуализированы и связаны с GR, HR, PR-задачами бизнеса».

Справедливость этих слов мы наблюдали и в Тульском регионе: предприятия действительно возвращали практику помощи нуждающимся детям, пожилым людям и инвалидам. Для чего, среди прочего, активно работали с местными общественными организациями, которые, как уже было сказано, сами становились достаточно профессиональными структурами с четкой системой функционирования, проработанными механизмами привлечения грантовых и спонсорских средств, реализации проектов, отчетности и т.д.

Прерогатива крупных?

Корпоративная социальная ответственность и корпоративное волонтерство, в современном понимании, изначально начало проявляться в российских филиалах международных компаний и крупного локального бизнеса, имеющих финансовые, временные и человеческие ресурсы для осуществления подобных проектов: проведения благотворительных акций и мероприятий, помощи подшефным организациям и т.д. Особенно в моногородах, где градообразующее предприятие и местное сообщество, по сути, представляет собой неразрывное целое.

Однако это совсем не означает, что для малого и среднего бизнеса сфера корпоративного волонтерства закрыта.

«Есть множество примеров российских малых и средних компаний, для которых волонтерство — это не столько HR и PR, как, например, для крупных международных, а отличный драйвер для развития, получения новых клиентов и партнеров и роста лояльности постоянных заказчиков, - говорит Вадим Ковалев. - Вариантов корпоративного волонтерства существует огромное количество: компания может поощрять и поддерживать сотрудников, которые сдают кровь, помогают малоимущим, работают с детскими домами и домами престарелых, трудоустраивают бездомных. И здесь возрастает роль коммуникационных площадок, которыми могут служить деловые объединения региона — Торгово-промышленная палата, центры «Мой бизнес» и т.д., с помощью которых компании могут объединяться для проведения совместных значимых социальных акций. В результате будет получаться эффективная синергия бизнеса для помощи НКО и их подопечным».

«Снизу» или «сверху»?

Еще один вопрос, с которым редакция журнала обратилась к эксперту, касался того, каким образом, как правило, начинается корпоративное волонтерство в компании: «сверху» - когда руководитель сказал: «Надо», и сотрудники начали придумывать форматы. Или наоборот - «снизу» - когда сотрудники инициировали, а руководство поддержало?

«Сколько компаний — столько и моделей. Здесь нет стандартов, все идет от желания самих людей, - поясняет Вадим Юрьевич. - Если компания поддерживает принципы устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности, то корпоративному волонтерству уделяют внимание и первые лица, и менеджмент: мотивируют, являясь примером для сотрудников, участвуя в благотворительных акциях, мероприятиях, направленных на популяризацию добровольчества внутри компании.

Но, в то же время, есть большое количество примеров успешных волонтерских программ, которые инициируются самими сотрудниками. И здесь должно проявиться мастерство управления, чтобы поддержать эти примеры, сделать их ролевыми моделями поведения для всех сотрудников. Волонтерство без мотивации не будет масштабным, и эффект для всех участников будет меньше».

В ситуации «после»

Эксперт отмечает, что в нынешней ситуации социальная политика предприятий может, действительно, «просесть», отойдут на второй план яркие социальные пиар-истории, потому что у бизнеса будет больше потребностей в других направлениях. С другой стороны, именно сейчас, в сложное для всего общества время, растет запрос на солидарность, объединение и взаимопомощь. И именно нынешние условия создают предпосылки для проявления себя истинных волонтеров.

Что мы, собственно, также наблюдаем в реальности: в первые же дни введения ограничительных мер в связи с распространением коронавируса в России была запущена акция взаимопомощи #МыВместе, к которой присоединялись как компании, так и рядовые граждане, готовые оказать помощь. Девятилетняя девочка из Тульской области Василина стала известна на всю страну именно благодаря своей отзывчивости: в числе первых зарегистрировалась на портале, предложив читать по WhatsApp сказки детям, оказавшимся в условиях самоизоляции.

В итоге уже через несколько дней «Первый канал» показал сюжет о девочке, к которой обращаются и дети, и даже взрослые из разных городов России, Украины, Белоруссии, Испании, Франции, Португалии и Шотландии.

В Туле на базе регионального Ресурсного центра по развитию добровольчества был создан волонтерский штаб, который совместно Центром долговременного ухода организовал работу по доставке продуктов пожилым гражданам и прочим нуждающимся тулякам. К штабу присоединились как обычные неравнодушные граждане, так и представители ряда волонтерских организаций региона: «Волонтеры-медики», Волонтерского корпуса «Волонтер 71», Волонтерского объединения «МИР», «Волонтеры Победы», Плавская районная молодежная общественная организация волонтеров «Патриот», Молодёжное волонтёрское движение «Тепло наших рук», «Горячее сердце», Тульский волонтерский центр, Ресурсный центр г. Новомосковска. К работе активно подключились ребята из молодежного крыла ОНФ и «Молодой Гвардии Единой России».

Были примеры, когда представители общественных организаций на время оставили непосредственную деятельность, переключившись на оказание помощи — как пример, эковолонтер, руководитель Зеленого движения ЭКА в Тульской области Екатерина Олейник, которая оказывала помощь пожилым людям в доставке продуктов, на время забыв про эколого-просветительскую работу.

Волонтеры Центра Социальной Поддержки С.О.В.А., сами будучи представителями многодетных семей, передавали нуждающимся семьям с детьми и одиноко проживающим пожилым людям продуктовые наборы, собранные в феврале в ходе первого регионального марафона «Корзина доброты», который инициировали X5 Retail Group и Фонд продовольствия «Русь». Тогда в ходе акции за два дня в тульских «Пятерочках» и «Магнитах» было собрано втрое больше, чем ожидали организаторы, - 24,6 тонн продуктов, которые в пик пандемии оказались очень кстати.

«Ростелеком», чтобы облегчить переход школьников на дистанционное обучение, предоставил льготный доступ к образовательному проекту «Лицей» - с первого дня дистанционного обучения 17 марта и до 30 апреля он стоил всего 1 рубль.

Ряд сервисов, в том числе бесплатные консультации с врачом по COVID-19, а также сервисы для дистанционного обучения предложил и оператор сотовой связи МТС.

Unilever, одно из производств которого расположено в Тульской области, предложил властям Москвы и Санкт-Петербурга, где отмечалось наибольшее количество случаев заражения, на безвозмездной основе предоставить необходимое количество дезинфицирующего средства Domestos для опорных инфекционных больниц.

Probono

Еще одно направление, которое в условиях массового перехода на удаленную работу имеет все шансы на развитие, - так называемое probono, волонтерство профессионалов различных сфер.

«У корпоративного волонтерства существует несколько видов: простое и понятное направление — «волонтерство руками» - донорские акции, участие в благоустройстве, субботниках, сбор помощи и т.д., - рассказывает Вадим Ковалев. - Есть волонтерство, основанное на навыках skillbased — когда у человека есть личный автомобиль, который он использует, чтобы помогать людям в перемещении куда-либо, но он при этом не профессиональный водитель. И есть probono – когда, к примеру, профессиональный бухгалтер в свободное от основной работы время безвозмездно проводит аудит некоммерческой организации, помогающей детскому дому. Наши американские коллеги говорят, что такая профессиональная помощь может быть в сотни раз эффективнее, чем «волонтерство руками».

И в ситуации с коронавирусом, работая из дома на «удаленке», можно попробовать себя в качестве волонтера probono.

В рамках Национального совета по корпоративному волонтерству вместе с благотворительным фондом «Друзья» и платформой интеллектуального волонтерства «ProCharity» мы создали сервис «Добрая воля»: это интернет-платформа, на которой специалисты различных отраслей могут выбрать задание и попробовать себя в качестве профессионального волонтера. Помощь будет оказана и принесет эффективный результат, и все это - не выходя из дома. Уже сейчас на платформе зарегистрировались более 1600 волонтеров.

Надеюсь, волонтерство, корпоративное волонтерство, probono, корпоративная социальная ответственность в разных своих проявлениях и далее продолжат свое развитие. Иначе всем нам будет гораздо сложнее пережить нынешнюю ситуацию».

Журнал Professional, 19 мая 2020 года