Россияне усваивают "зеленые" привычки
23.07.2021
издание: "Независимая газета"
автор: Владимир Полканов
«Чтобы было чисто, нужно не мусорить. А чтобы было меньше отходов – нужно сознательно использовать природные ресурсы, продукцию производства и думать, как минимизировать воздействие на окружающую среду, – подчеркнула директор департамента внешних коммуникаций En+ Group Ольга Санарова. – На начало 2021 года Россия входила в десятку самых больших стран мира по численности населения. Если каждый из россиян задумается об экологии и изменит свой образ жизни – он тем самым поможет всей планете».
По мнению первого заместителя исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадима Ковалева, «зная экологические привычки, умея с ними работать, компания получает лучших сотрудников, лояльных клиентов, надежных партнеров, подрядчиков, поставщиков». «Период пандемии – гимн одноразовым вещам: пластиковый стаканчик – это безопасность, которая сейчас на первом месте. Но очень важно не откатиться назад и понимать, что экологические привычки – это тренд, который ничто не перебьет», – подчеркнул он.
Пандемия отчасти повлияла на рост ответственного поведения, поделился данными руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития в России, директор Ernst & Young Сергей Дайман. По его словам, находясь дома, люди видят, сколько они покупают и, следовательно, как никогда раньше ощущают проблему растущего количества отходов: «Но пандемия – это также экономическая и социальная проблема. Изменение в готовности предпринимать шаги к ответственному потреблению – не такие, как нам хотелось бы. С мая 2020 года по февраль 2021 года в мире произошло снижение ожиданий, что сами потребители будут уделять больше внимания воздействию на окружающую среду (хотя оно высокое – 52%), а также снижение готовности платить за премию за «этичные товары» (с 30% до 24%)».
Неожиданным результатом исследования стало то, что в лидеры по ответственному потреблению выходят не развитые страны, а развивающиеся – Китай и Индия: уровень благосостояния там ниже, но внимание к экологическим вопросам становится все выше. При этом ожидаемо двигателем изменения потребительских привычек стало поколение «зумеров», больше других готовых к доплате за комфорт, технологии и этичность.
Существуют три причины разрыва между готовностью платить за ответственное потребление и реальной платой, считает менеджер устойчивого развития Московской школы управления «Сколково» Екатерина Пантюхова: чувствительность к цене, сложившиеся предпосылки и стереотипы, а также уровень информированности потребителя. С ее точки зрения, первостепенно необходимо образовывать потребителя. Для этого, в частности, существуют проекты международной сертификации товаров. Причем такая верификация постепенно переходит из добровольной в принудительную. А помимо этого, в России растет потребительский активизм и профессиональное сообщество, в новостной повестке и кинематографе продвигаются идеи ответственного потребления. Другими словами, эко-потребление становится своего рода новой нормальностью.
Директор по развитию You Social Евгения Кузнецова рассказала, как внедряют ответственное потребление компании среди своих сотрудников. По ее словам, недостаточно просто поставить раздельные баки или провести экологические закупки, если люди не понимают, зачем нужны эти изменения. Ответственное потребление должно быть осознанным, а для этого нужны памятки, информационные ресурсы, игры, лекции и квесты и множество других форматов – одним из самых эффективных, по ее словам, стала экскурсия на мусороперерабатывающий завод.
Однако насколько реально востребована в России ответственная модель потребления? Куратор экологических проектов компании «ВкусВилл» Александр Цыганков усомнился в социологических опросах на эту тему – по его словам, когда люди сами себя описывают, они дают много социально одобряемых ответов. Поэтому «ВкусВилл» совместно с сетью гипермаркетов «Мега» провел собственное исследование, учитывая данные карт покупателей, на самом деле занимающихся раздельной сдачей мусора. «Мы выявили среди наших потребителей тех, кто реально практикует зеленые привычки. Дальше мы хотим точечно работать с этой аудиторией, предлагая услуги экспериментального характера, – рассказал он. – Проблема для экологических инициатив – попасть в эту аудиторию. Такой потребитель есть, но его нужно найти».
То, что такой потребитель действительно есть, доказала руководитель группы по корпоративной и социальной ответственности Lamoda Оксана Костив. Согласно прошлогоднему исследованию компании, 49% ее покупателей готовы платить больше, руководствуясь заботой об экологии. А в этом году уже больше половины потребителей Lamoda принимают во внимание этические и экологические свойства одежды и обуви. Одну из таких тенденций подметила основательница сервиса «Беру!» Александра Дорф: по ее словам, это покупка одежды из магазинов секонд-хенд.
Тема ответственного потребления затрагивает не только компании потребительского сектора. Как отметила Ольга Санарова, в сфере алюминиевого производства тоже виден рост мирового интереса к «зеленому» металлу, производимому на основе экологически чистой энергии – хотя он и продается с добавочной премией. Более того, за 2020 на 13% выросло потребление напитков в алюминиевой банке – производители ощутили дефицит алюминиевой тары. Спорным является вопрос, связано ли это с ростом ответственного потребления, однако факт остается фактом: алюминиевая тара является одной из самых экологичных, ведь ее можно подвергать рециклингу неограниченное количество раз.
Владимир Полканов
"Независимая газета", 23 июня 2021 года