И пряником заманишь. Как работодатели стимулируют активность сотрудников
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
В нынешних условиях, когда из‑за нехватки персонала работодатели вынуждены соревноваться за удержание и привлечение лучших кадров, наличие интересного сотруднику компенсационного пакета стало не менее важным фактором, чем размер предлагаемой ему зарплаты. Ведь если работник стабильно получает ряд льгот, даже меньший заработок порой уходит на второй план. Как отмечают работодатели, «длинные» и более дорогие льготы постепенно уступают первенство тем, которые можно предоставить дешевле. И если раньше перспективных специалистов нередко привлекали возможностью получения дополнительной пенсии или беспроцентной ссуды на жилье, теперь все больше ценится полис ДМС, дополнительные дни отпуска или возможность купить товары и услуги со скидкой. Особую ценность приобрело и умение начальства говорить с подчиненными на равных — важно и дело, и слово.

Ужались в расходах

Увы, но экономическая ситуация все же сказывается и на системе компенсаций: по данным одного из крупных «работных» порталов, почти каждая пятая компания в Петербурге (17 %) не предоставляет своим сотрудникам никаких льгот. Только зарплата — и точка.

Однако те предприятия, которые уверены в будущем и заботятся о сохранении кадров, продолжают соревноваться за специалистов не только деньгами. Во время одного из недавних собраний Ассоциации менеджеров начальник управления внут­ренних коммуникаций и корпоративной культуры Газпромбанка Яна Белоножкина рассказала, как среди прочего создается атмосфера в компании. «Мотивирует, когда чувствуешь, что люди благодарны за предоставленные компанией условия для полноценного развития их потенциала, — призналась она. — В центре всех инноваций должен быть человек, сотрудник».

По экспертным оценкам, акценты в системе компенсаций несколько сместились в постковидное время. В Петербурге, в частности, первые места в рейтинге «пряников» теперь занимают относительно недорогие подарки к праздничным датам (на них приходится чуть больше половины всех дополнительных поощрений), возможность участия в корпоративных мероприятиях (49 %), обучение за счет компании (46 %), а также оплата мобильной связи/Интернета (39 %) и полис ДМС (27 %). «Если трезво оценивать, большая часть этих мер для предприятия — выгодное вложение средств, — резюмирует эксперт Сергей Владимирцев. — Ведь наличие у сотрудника связи, лучшего образования и ДМС гарантирует и его большую отдачу на работе».

Остальные «плюшки» пакета льгот и компенсаций используют значительно реже. В лучшем случае речь идет о возможнос­ти приобретения услуг или продукции компании со скидкой (такую меру поддержки предлагают в 22 % петербургских компаний), бесплатном питании или компенсации за него (19 %) и служебном транспорте (16 %). Такие варианты, как оплата спортклуба и бассейна, проезда в общественном транспорте или дополнительных дней отпуска, предлагает только один работодатель из десяти. А беспроцентная ссуда, льготная путевка или частичная оплата отпускных расходов светят работнику еще реже — это сейчас скорее исключение, чем правило.

Причем специалисты отмечают: если на крупных предприятиях и в организациях со штатной численностью от тысячи человек компенсационные пакеты того или иного наполнения встречаются довольно часто, то в среднем и малом бизнесе они, скорее, редкость. И в лучшем случае «середнячки» и «малыши» ограничатся подарками и служебным транспортом.

Есть и отраслевая специфика. Так, в IT-компаниях чаще делают акцент на образовании сотрудников. В сфере финансов — на командообразовании и корпоративных мероприятиях. В промышленности или строительстве предпочтение отдают организации бесплатного или льготного питания. А логистические компании нередко организуют поездки на работу на служебном транспорте.

Говорить о наболевшем

Новые экономические условия несколько изменили и отношение к работодателям со стороны сотрудников. Так, по данным ­ВЦИОМ, в нынешней ситуации примерно у 10 % из них отношение к работодателю стало хуже. Однако у подавляющего числа специалистов оно не изменилось, а у 8 % даже улучшилось.

При этом председатель комитета по внутрикорпоративным коммуникациям Ассоциации менеджеров Александр Цыпкин уверен, что сейчас крайне важно не только удерживать и привлекать персонал «пряниками» материального поощрения, но и максимально часто информировать людей о том, как намерена развиваться компания. «Люди имеют право знать, каковы приоритеты предприятия и на что они могут рассчитывать», — говорит он.

Для большинства из них особенно важно своевременное выполнение компанией обязательств: если люди чувствуют стабильность, они подчас готовы идти даже на некоторые уступки.

И директор по персоналу компании — разработчика программного обеспечения «МойОфис» Екатерина Дементьева соглашается. «Обеспечить своевременный выпуск продукции могут только эффективные и счастливые сотрудники, — полагает она. — Одним из самых оптимальных инструментов построения внут­ренних коммуникаций является открытый диалог с руководством. Если люди знают о планах и стратегии развития компании — они лучше работают». В том же духе высказывается и HR-директор «Союзмультфильма» Дарья Стрекалова. По ее оценке, наиболее масштабная за последние несколько лет встреча руководства предприятия с сотрудниками, проведенная в режиме открытого диалога, сразу позволила снять большую часть вопросов и положительно повлияла на деятельность компании. 

Руководитель направления коммуникационного консалтинга ВЦИОМ Даниил Ермолаев подтверждает: в нынешней ситуации очень важно поддерживать сотрудников информационно и по максимуму отвечать на все возникающие у них вопросы. «Любой незаданный, но существующий в голове сотрудника вопрос — это потенциальный риск для компании», — уверен он.

Действовать системно

Как считают в Ассоциации менеджеров, наибольшая ошибка в построении любой программы лояльности персонала — попытка завоевать расположение людей какими‑то пусть и крупными, но разовыми акциями.

По мнению Яны Белоножкиной, программа лояльности должна охватывать абсолютно все и касаться всех. Даже тех, кто работает удаленно. «У нас она затрагивает все сферы личного и профессионального благополучия 23 тыс. сотрудников, — отмечает она. — Важно предоставить людям не только пакет расширенного ДМС или обучение в корпоративном университете, но и организовать для них бесплатные консультации психологов, финансистов или юристов, а также занятия танцами или встречи с интересными людьми из разных сфер деятельности».

Владимир Сергачев
"Санкт-Петербургские ведомости", 22 июня 2022 года