И пряником заманишь. Как работодатели стимулируют активность сотрудников
Ужались в расходах
Увы, но экономическая ситуация все же сказывается и на системе компенсаций: по данным одного из крупных «работных» порталов, почти каждая пятая компания в Петербурге (17 %) не предоставляет своим сотрудникам никаких льгот. Только зарплата — и точка.
Однако те предприятия, которые уверены в будущем и заботятся о сохранении кадров, продолжают соревноваться за специалистов не только деньгами. Во время одного из недавних собраний Ассоциации менеджеров начальник управления внутренних коммуникаций и корпоративной культуры Газпромбанка Яна Белоножкина рассказала, как среди прочего создается атмосфера в компании. «Мотивирует, когда чувствуешь, что люди благодарны за предоставленные компанией условия для полноценного развития их потенциала, — призналась она. — В центре всех инноваций должен быть человек, сотрудник».
По экспертным оценкам, акценты в системе компенсаций несколько сместились в постковидное время. В Петербурге, в частности, первые места в рейтинге «пряников» теперь занимают относительно недорогие подарки к праздничным датам (на них приходится чуть больше половины всех дополнительных поощрений), возможность участия в корпоративных мероприятиях (49 %), обучение за счет компании (46 %), а также оплата мобильной связи/Интернета (39 %) и полис ДМС (27 %). «Если трезво оценивать, большая часть этих мер для предприятия — выгодное вложение средств, — резюмирует эксперт Сергей Владимирцев. — Ведь наличие у сотрудника связи, лучшего образования и ДМС гарантирует и его большую отдачу на работе».
Остальные «плюшки» пакета льгот и компенсаций используют значительно реже. В лучшем случае речь идет о возможности приобретения услуг или продукции компании со скидкой (такую меру поддержки предлагают в 22 % петербургских компаний), бесплатном питании или компенсации за него (19 %) и служебном транспорте (16 %). Такие варианты, как оплата спортклуба и бассейна, проезда в общественном транспорте или дополнительных дней отпуска, предлагает только один работодатель из десяти. А беспроцентная ссуда, льготная путевка или частичная оплата отпускных расходов светят работнику еще реже — это сейчас скорее исключение, чем правило.
Причем специалисты отмечают: если на крупных предприятиях и в организациях со штатной численностью от тысячи человек компенсационные пакеты того или иного наполнения встречаются довольно часто, то в среднем и малом бизнесе они, скорее, редкость. И в лучшем случае «середнячки» и «малыши» ограничатся подарками и служебным транспортом.
Есть и отраслевая специфика. Так, в IT-компаниях чаще делают акцент на образовании сотрудников. В сфере финансов — на командообразовании и корпоративных мероприятиях. В промышленности или строительстве предпочтение отдают организации бесплатного или льготного питания. А логистические компании нередко организуют поездки на работу на служебном транспорте.
Говорить о наболевшем
Новые экономические условия несколько изменили и отношение к работодателям со стороны сотрудников. Так, по данным ВЦИОМ, в нынешней ситуации примерно у 10 % из них отношение к работодателю стало хуже. Однако у подавляющего числа специалистов оно не изменилось, а у 8 % даже улучшилось.
При этом председатель комитета по внутрикорпоративным коммуникациям Ассоциации менеджеров Александр Цыпкин уверен, что сейчас крайне важно не только удерживать и привлекать персонал «пряниками» материального поощрения, но и максимально часто информировать людей о том, как намерена развиваться компания. «Люди имеют право знать, каковы приоритеты предприятия и на что они могут рассчитывать», — говорит он.
Для большинства из них особенно важно своевременное выполнение компанией обязательств: если люди чувствуют стабильность, они подчас готовы идти даже на некоторые уступки.
И директор по персоналу компании — разработчика программного обеспечения «МойОфис» Екатерина Дементьева соглашается. «Обеспечить своевременный выпуск продукции могут только эффективные и счастливые сотрудники, — полагает она. — Одним из самых оптимальных инструментов построения внутренних коммуникаций является открытый диалог с руководством. Если люди знают о планах и стратегии развития компании — они лучше работают». В том же духе высказывается и HR-директор «Союзмультфильма» Дарья Стрекалова. По ее оценке, наиболее масштабная за последние несколько лет встреча руководства предприятия с сотрудниками, проведенная в режиме открытого диалога, сразу позволила снять большую часть вопросов и положительно повлияла на деятельность компании.
Руководитель направления коммуникационного консалтинга ВЦИОМ Даниил Ермолаев подтверждает: в нынешней ситуации очень важно поддерживать сотрудников информационно и по максимуму отвечать на все возникающие у них вопросы. «Любой незаданный, но существующий в голове сотрудника вопрос — это потенциальный риск для компании», — уверен он.
Действовать системно
Как считают в Ассоциации менеджеров, наибольшая ошибка в построении любой программы лояльности персонала — попытка завоевать расположение людей какими‑то пусть и крупными, но разовыми акциями.
По мнению Яны Белоножкиной, программа лояльности должна охватывать абсолютно все и касаться всех. Даже тех, кто работает удаленно. «У нас она затрагивает все сферы личного и профессионального благополучия 23 тыс. сотрудников, — отмечает она. — Важно предоставить людям не только пакет расширенного ДМС или обучение в корпоративном университете, но и организовать для них бесплатные консультации психологов, финансистов или юристов, а также занятия танцами или встречи с интересными людьми из разных сфер деятельности».
Владимир Сергачев"Санкт-Петербургские ведомости", 22 июня 2022 года