Корпоративный ракурс здоровьесбережения сотрудников
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
Многие российские компании продолжают заниматься здоровьесбережением сотрудников, несмотря на ситуацию первого полугодия, которая оказывает существенное влияние на сокращение количества программ и оптимизацию выделяемых на них средств.

Бизнес продолжает поддерживать не только пострадавших от ковида, но и фокусирует внимание на развитие комплексных программ по здоровью в качестве профилактики различных заболеваний, направленные на профилактику рисков, связанных со здоровьем, включая привычные уже многим корпоративные программы по спорту, ЗОЖ и ДМС. Как компании организуют процесс заботы о здоровье сотрудников, что собой представляют программы по корпоративному здоровью, в чем заключается их специфика? Эту проблематику обсудили с Владиславом Горбачевым, председателем Комиссии по охране труда и здоровья Ассоциации менеджеров .

— Как пандемия сказалась на направлении по охране здоровья персонала?
— Последние два года изменили у большинства производственных компаний отношение к состоянию здоровья персонала. Особенно там, где есть непрерывный производственный цикл, либо, где ключевые процессы зависят от людей. Многие осознали, что охрана здоровья — это не только проведение регулярных медосмотров, работа с группами рисков, а это комплексный подход к управлению рисками по охране труда и здоровья. Соответственно, работу и программы по охране здоровья стали включать в управленческие процессы наряду с управлением персонала, охраной труда. Реализуемые компаниями программы по охране труда и здоровья теперь позиционируются как меры, направленные на формирование благополучной рабочей среды для сотрудников. Т.е. такие программы направлены на безопасность и эргономику рабочих мест, оперативные и качественные медицинские услуги, безопасную окружающую среду не только на производстве, но и на территории присутствия компаний, где проживают их сотрудники и члены их семей.

— Что было учтено по итогам пандемии? Какие корректировки внесены?
— В ряде крупных компаний появились процедуры управления и оперативного реагирования в случае пандемии (не обязательно COVID). До пандемии не во всех компаниях были штатные сотрудники по производственной медицине. Теперь там, где они были, профильные службы только укрепились. Там, где подобных специалистов не было, введены, как минимум, штатные единицы корпоративных докторов. Также были дополнены медицинские услуги в программы ДМС, в частности «телемедицина», что дает сотрудникам в удаленных условиях возможность получить консультацию высококвалифицированного врача.

— Как на современных предприятиях работает система охраны здоровья персонала?
— Как правило, в крупных компаниях службы или специалисты по производственной медицине либо входят в подразделения по охране труда и производственной безопасности, либо, что чаще всего в управление человеческими ресурсами, гораздо реже в подразделение по ESG. Специалисты по производственной медицине чаще всего только контролируют исполнение программам по условиям труда на рабочих местах, проведение медосмотров и прививочных компаний, работу с группами рисков допуск к работе по медпоказаниям, значительно реже – определяют структуру и координируют выполнение комплексных программ по здоровью и благополучию сотрудников, анализируют эффективность программ ДМС, анализируют данные по трудопотерям работников, обусловленных заболеваемостью. Если в компаниях нет штатных сотрудников, то функция контроля за здоровьем, как правило, передается специалистам местных медицинских учреждений, реже – страховым компаниям в рамках договоров ДМС. Но все это относится к крупному бизнесу. К сожалению, средний и малый бизнес этим похвастаться не может.

— Что же делать предприятиям малого и среднего бизнеса? Какие программы они могут реализовать?
— По законодательству, если в штате более пятидесяти сотрудников, обязательно должен быть специалист по охране труда. Но чаще всего, если это небольшая компания, данный сотрудник занимается и охраной труда, и охраной здоровья, и пожарной безопасностью, т.е. есть, на все руки мастер. В таких случаях тут охрана здоровья заключается, в лучшем случае, в контроле за прохождением медосмотров.
В международной практике руководители предприятий малого и среднего бизнеса, если они понимают, что трудовые ресурсы – главная ценность бизнеса, прибегают к услугам страховых компаний. Полагаю, что и нашим руководителям стоит обратить внимание на этот вариант. Правда, я не слышал, чтобы крупнейшие страховые компании предлагали медицинские страховые программы для малого и среднего бизнеса. Но надо формировать и развивать данный рынок, особенно в регионах.

Могу отметить, но это скорее специфика крупных городов, у части медицинских учреждений есть собственные программы комплексных медицинских услуг, которые включают набор исследований, консультаций, а также специализированные программы по женскому и мужскому здоровью, отдельным заболеваниям. Все они могут быть востребованы сотрудниками предприятий. Тем более, что за два года пандемии изменился подход людей к собственному здоровью. Если раньше они демонстрировали, в большинстве своем, реактивные к подход собственному здоровью, то сейчас чаще задумываются о профилактике и стали более ответственно относится к себе и состоянию своего здоровья. Пришло понимание, что крепкое здоровье – один из основных факторов личного благополучия. Это положительный тренд. Радует, что ему следуют не только люди 45+, но и молодое поколение, которое думает о своем будущем.

— Какие цифровые метрики могут быть использованы для грамотного просчета инвестиций здоровья персонала?
— Если рассматривать управление здоровьем, как управление потенциальными рисками утери работником трудоспособности, которые могут повлиять на устойчивую и стабильную работу компании, качество оказываемых услуг или выпуск продукции, то многие компании до сих пор используют реактивные показатели по охране труда и здоровья такие, как количество несчастных случаев или профзаболеваемости за год. И такие показатели достаточно часто указываются ими в отчетах по устойчивому развитию.

Однако некоторые компании, работающие в России, уже сейчас используют проактивные метрики. Как пример, можно привести показатель – снижение уровня трудопотерь с учетом ключевых профессиональных рисков на рабочих местах, оказывающих влияние на жизнь и здоровья работника. Данный показатель можно определять через оценку рисков на рабочих местах, количество и длительность больничных листов по группам рисков и профессий работников. Вторая метрика – это охват и удовлетворенность работников профилактической работой по охране труда и здоровья, которую проводит работодатель, а также принятие реализуемых программ и процент вовлеченных в их реализацию сотрудников. Еще одна метрика – это повышение суммы затрат на мероприятия по охране труда и здоровья, потраченных в компании в пересчете на одного работника, и их ежегодный рост не ниже, чем на уровень официальной инфляции.

При наличии статистических данных о травмировании и заболеваниях по предприятию, региону, можно заранее предпринять определенные шаги в необходимых направлениях. Понятно, что программы по охране здоровья и благополучия долгосрочные, показатели эффективности и достигнутые результаты можно сравнивать в трех-пятилетней динамике. Если за это время трудопотери работников не увеличились, а еще и сократились, то значит профилактические действия работодателя были правильные.

— Какие опции по охране здоровья пользуются повышенным спросом у сотрудников предприятий?
— Это комплексные программы, чекапы. Во время пандемии в части регионов значительно возрос спрос со стороны работников на телемедицину. Объективно следует признать, что в некоторых регионах возможность получить квалифицированную консультацию медицинского специалиста, особенно узкопрофильного, достаточно сложно. Кроме того, телемедицина – это возможность получить второе мнение специалиста.
Что касается программ ДМС, то теперь работников больше интересует не только их наличие, но и наполнение: какие обследования включены, профилактические программы, уровень и качество услуг медицинских учреждений. Интересный факт – за время пандемии на специализированных ресурсах в разы возросло число отзывов о врачах. У людей есть возможность выбора более качественных услуг, что формирует запрос к медицинским учреждениям, особенно коммерческим, и страховым компаниям.

— В последнее время стала модной тема психологического и психического здоровья. Есть ли у нас такие профессиональные программы?
— Тема была актуальной и раньше. Просто пандемия заострила на ней внимание. Люди, которые оказались запертыми в квартирах на несколько недель, остались наедине со своими рабочими и семейными проблемами. Если раньше, до пандемии, они могли поделиться наболевшим с коллегами, родственниками или друзьями, то очень часто в пандемийную изоляцию оставались со своим психоэмоциональным состоянием один на один. Соответственно, встал вопрос – как можно снять накопившийся стресс, получить консультацию и у кого. Оперативно среагировали страховые медицинские компании, которые стали включать в пакеты ДМС для крупного бизнеса услуги психолога, в том числе дистанционные. Сейчас в некоторых крупных компаний появились свои штатные психологи.

Со смягчением требований по пандемийной изоляции проблема не исчезла. Например, сотрудникам старшего поколения сложно воспринимать процессы, связанные с автоматизацией, цифровыми решениями. Это вызывает у них стресс, опасения потерять рабочем место. Кроме того, нынешнее развитие производства требует от всех поколений повышения интенсивности труда, постоянного обучения новым процедурам, процессам и технологиям. Все это накладывает отпечаток на психоэмоциональное состояние сотрудников.
Если смотреть международную практику, то там появляются психологи, которые специализируются на стрессах, связанных с интенсивностью труда, производственными конфликтами. У нас пока не вижу заметного вектора развития данного направления.

— Несколько лет назад была попытка перезапустить движение ГТО. Почему, на ваш взгляд, оно не получило должного развития?
— Скорее, дело в неправильном позиционировании. Попытка перезапустить ГТО подавалась как часть государственной пропаганды здорового образа жизни. Но молодые не поняли, что это про ЗОЖ. А для старшего поколения эта история скорее не про здоровый образ жизни, а про советскую систему НВП и физкультуры в школе.
Если смотреть с точки зрения государства на сохранение трудового потенциала, то идеальный персонал работает высокоэффективно, ведет здоровый образ жизни, ходит только в запланированный отпуск и использует его для восстановления своего функционального рабочего состояния. Но обычному гражданину здесь не хватает личной комплексной истории и личной мотивации: «Что государственные программы дадут мне с точки зрения моего здоровья?». Поэтому возможно ГТО и не «выстрелило» массово.

— Кто должен инициировать программы по охране здоровья персонала: сотрудники, работодатель, страховые компании?
— Здесь нет единого и универсального решения. В совокупности, должны все быть заинтересованы и вовлечены. Если есть корпоративный доктор, он должен информировать о рисках трудопотерь до руководства, предлагать меры управления и профилактические программы. Если руководитель понимает, что высокий трудовой потенциал работника и минимизация трудопотерь, связанных с заболеваниями и травмами, для него является фактором устойчивого бизнеса, то он поддерживает эти профильные программы. Работники, вовлекаясь в реализацию программ по охране труда и здоровья, могут оказывать влияние и формировать потребность в таких программах, задавая вопрос работодателям: «Что моя компания предлагает мне, как работнику, в части уровня, качества и объема оказания медицинских услуг в городе, где я живу и работаю»?

Чем больше будет людей, формирующих такой запрос к работодателю, чем больше будет топ-руководителей или собственников бизнеса, понимающих, что жизнь и здоровье персонала является одним из ключевых факторов устойчивости и успешности их бизнеса, тем более качественными будут медицинские услуги. А государство должно для этого формировать благоприятную среду и возможности для реализации.

Первый национальный

17.08.2022