«Мужчины в ИТ придут сами собой, а девушкам нужна помощь. Мы за баланс»: почему цифровые компании – работа мечты для женщин?
23.12.2022
издание: "Комсомольская правда"
автор: Александр Зюзяев
Мир живет стереотипами: трава – зеленая, вода – мокрая, информационные технологии – работа для мужчин. Хотя это может быть далеко не так… Например, работодатели в ИТ все чаще признаются, что при найме обращают внимание не столько на пол кандидата, сколько на его квалификацию. В результате доля женщин в отрасли выросла до 22,3%. Как государство помогает девушкам войти в новую для них сферу деятельности?
ДЕФИЦИТ КАДРОВ НЕЗАВИСИМО ОТ ПОЛА
«Подводя предварительные итоги года, скажу, что он был одним из самых активных в Ассоциации, в чем несомненная заслуга замечательных сопредседательниц, которые возглавляют эту площадку, - отметил первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев. - Здорово, что мы ушли от соблазна тему облегчить, говорить исключительно о каких-то лирических вещах. Говорим о серьезном, о том, как пробивать «потолки», как на уровне менеджмента и управления менять процедуры, чтобы больше профессий становились доступными для представительниц прекрасного пола. Одна из таких сфер, которая еще недавно считалась исключительно мужской – это сфера ИТ – благополучно открылась для девушек».
Алла Соколова, сопредседатель Комитета по женскому лидерству Ассоциации менеджеров, гендиректор компании Mary Kay Россия уточнила, что во всем мире число женщин в сфере ИТ растет. Исследование компании DOU 2011 года показывает, что тогда в ИТ сфере работало всего 6,8% девушек, при этом опрос журнала Harvard Business Review 2008 года отмечает, что 41% женщин уходит из ИТ сферы по причине нелояльности со стороны коллег. С тех пор многое изменилось. В 2021 году та же компания DOU отметила, что доля девушек в ИТ увеличилась до 22,3% - за 10 лет практически в три раза! – а исследование Wonder Woman показало, что 43% девушек перешли в ИТ из других профессий. Смена тенденций очевидная.
Сфера ИТ в России сейчас испытывает дефицит кадров, отметила сопредседатель Комитета по женскому лидерству Ассоциации менеджеров, заместитель гендиректора «Комсомольской правды» Анжелика Сулхаева. Работодатели готовы нанимать девушек-программистов, аналитиков, дизайнеров, но часто не могут их найти. Почему? Похоже, определенные клише мы несем в себе с детства…
НЕТ РОЛЕВЫХ МОДЕЛЕЙ
Опросы аналитического центра НАФИ показали, что родители-россияне работу в цифровой сфере в три раза чаще рекомендуют сыновьям, чем дочерям. В результате девушки карьеру в цифровой сфере выбирают вдвое реже, чем юноши. До конца учебы и трудоустройства в сфере STEM доходят вдвое меньше девушек, чем поступали. И вообще, 72% опрошенных считают, что главное предназначение женщины – быть матерью и хорошей хозяйкой; 32% россиян убеждены, что женщина должна выбирать между карьерой и семьей.
«Ключевая проблема – женщины в России не ассоциируются с успехом. Мы предлагали людям назвать самые известные личности в нашей стране: 83% - это мужские имена; женских, соответственно, - 17%. И самая маленькая доля женщин – всего 1% - в сфере цифровой экономики. О чем это говорит? Нет ролевых моделей, нет примеров», - сообщила генеральный директор аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.
Впечатление от социологического исследования, будто Россия застряла в 19 веке, но это не так. Тот же опрос показывает, что в сфере цифровых технологий работает 15% населения страны, причем из них 52% - это женщины. Курьез в том, что чаще они трудятся продавцами, менеджерами и операторами, а вот среди ИТ-специалистов и системных администраторов их на самом деле значительно меньше, чем мужчин.
И добавим еще оптимизма. На самом деле все российское общество независимо от пола заявляет о примерно равном желании учиться информационными технологиями в личных или профессиональных целях: среди женщин таких 66%, среди мужчин 67%.
Как решить задачу? Аналитический центр НАФИ предлагает целый комплекс мер. Требуется популяризация занятости женщин в ИТ (нужны яркие примеры и ролевые модели), адресные образовательные программы для девочек и девушек, развитие быстрых инструментов для переквалификации женщин, потерявших работу, адаптированные и гибкие форматы образования, а также помощь с получением цифровых устройств на период обучения.
ВЫСОКИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И ЗАРАБОТОК
Причем, часть решений уже воплощается в жизнь. Например, автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», которую учредили почти три десятка самых продвинутых в информационных технологиях отечественные компании, включая Яндекс, Сбер, Wildberries, Ozon и Газпромнефть, развивает проект массовой популяризации обучения по ИТ среди женщин «Иди в ИТ».
Сегодня ИТ - это возможность удаленной работы и гибкого графика, высокие востребованность и заработок, а также низкая степень гендерных рисков (никого не волнует как ты выглядишь, как часто болеют твои дети, собираешься ли еще в декретный отпуск; дополнительный бонус - никакого харрасмента!). Добавьте льготную ипотеку для сотрудников аккредитованных ИТ-компаний, гранты на поддержку студенческих стартап-проектов и поддержку проектов с применением искусственного интеллекта – и перед нами работа мечты!
«Мужчины в ИТ придут сами собой, а девушкам нужна помощь в силу разных стереотипов с которыми сталкивается молодая айтишница, - убеждена директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина. – Но мы говорим о том, что «ИТ – дело женское», при этом мужскую аудиторию хочу предупредить, что мы не про феминизм, хотя все чаще слышим: «Женщины опять собрались и начали топить за свои права». Это не правда - мы за баланс, ведь профессионализм не знает гендера».
В рамках проекта «Иди в ИТ» АНО «Цифровая экономика» вместе с Минцифры России планируют и дальше продвигать повестку повышения цифровой грамотности у девочек и женщин, а также совершенствовать навыки в сфере цифровой экономики.
ДЕТСКИЙ САД В ОФИСЕ
«Бизнес совершенно не смотрит - женщина или мужчина устраивается на работу. Нам катастрофически не хватает специалистов независимо от пола, - призналась Оксана Воробьева, генеральный директор компании MTS Digital. – Дефицит просто так не преодолеть. Поэтому мы поддерживаем и проект «Иди в ИТ», и развиваем собственный образовательный центр - МТС.ТЕТА. Для этого идем не только в университеты, но и в школы».
МТС бесплатно обучает всех желающих по тем специальностям, которые необходимы компании. Обучающие курсы, как правило, кандидаты проходят в соотношении 30/70 в пользу мужчин. Примерно в такой же пропорции они переходят в компанию. Что позволяет женской части коллектива расти – сейчас в МТС работает 48% женщин, в МТС Диджитал – 28%.
«Мы мало видим женщин в искусственном интеллекте или Big Data, где повышенные требования к математическому складу ума и знанию сложных алгоритмов. При этом у нас в Big Data рост количества женщин очень большой. Модели у них получаются не хуже, чем у мужчин, главное взять на себя эту ответственность и попробовать. Понять, что вы не хуже, а бывает и лучше», - советует представитель МТС.
Причем, замечено, что повышение доли женщин среди управленцев благотворно сказывается на успешности предприятия. Гендиректор «Хоппер ИТ» Наталья Краснобаева сообщила, что сейчас доля женщин среди топ-менеджеров в ее компании достигла 50%, ходя еще несколько лет назад замами у нее трудились исключительно мужчины. С тех пор эффективность предприятия выросла в 10 раз.
«В этом году произошел очень большой толчок восприятия женщин в плане «я могу, я хочу, и мне можно». Теперь его нужно поддерживать, «поливать», - отмечает руководитель компании.
Причем, разделять семью и работу не нужно - их можно успешно совмещать. Да и в офисе (если нет возможности работать из дома) можно обустроиться так, чтобы было на самом деле удобно. В том же «Хоппер ИТ» каждый сотрудник за успехи в работе может накопить виртуальные монеты, которые позволят обзавестись индивидуальным креслом, компьютером в «девочковых» цветах или даже показаться на машине директора (правда, желающих проехаться в машине начальника пока не нашлось). Нет возможности оставить ребенка в детском саду? Приводи с собой – в фирме есть специальная зона, где ребенок может играть. Сейчас компания на пути регулярного привлечения няни. То же самое касается и мужчин: жена уехала в командировку – бери ребенка с собой на работу…
КОМПЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Складывается ощущение, что все российские цифровые компании активно расширяются.
«К 2025 году «Гринатом» планирует нанять еще порядка 5000 ИТ-сотрудников. Причем, это преимущественно расширение компании и часть - ротация сотрудников, - акцентирует наше внимание директор проектов по направлениям цифровизации компании «Гринатом» (ИТ-интегратор Росатома), председатель Ассоциации крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования Рената Абдулина. – Конечно, здесь важны компетенции и квалификация. Мы проводим масштабную работу с вузами, включая открытие digital-центров. Это пространства, которые позволяют специалисту, планирующему начать свой карьерный путь в ИТ, познакомиться с будущим работодателем».
Мы все еще не убедили девушек связать свою жизнь с цифровыми технологиями? Тогда приведем главный «аргумент».
«Это же ИТ, там столько мужчин! Девчонки, приходите», - под дружный смех женщин-управленцев напомнила Юлия Горячкина.
Александр Зюзяев
«Комсомольская правда»