Экономика России зависит от топ-менеджеров
30.01.2023
издание: Компания
автор: Марина Стрельникова
«Сейчас сотрудники нуждаются в психологической поддержке»
Как изменился портрет руководителя в 2022 году? Повлиял ли кризис на роль управленца?
— Прежде всего нужно сказать, что топ-менеджеры — это люди, от которых зависит экономика нашей страны. От того, какие у них профессиональные качества, как они образованы, как они реагируют на внешние признаки, зависит здоровье самих компаний и их сотрудников, а также налоги, товары, социальная составляющая. В связи с повышением психологической нагрузки на трудовые коллективы в 2022 году усилилась роль руководителя. Также появилось непонимание, что будет с отраслью, с предприятием, еще и поэтому лидер сильно востребован.
Какие навыки эффективного менеджера вы бы выделили?
— Они в целом не меняются. В последние годы в связи с пандемией и санкционными действиями против России некоторые качества лидера повысились в приоритетности. Поэтому здесь важнее отметить не какие качества востребованы, а о том, как сами руководители оценивают значимость тех или иных навыков в текущих реалиях, и чем эти навыки помогают их компаниям.
В последние три года или чуть более этого актуально, прежде всего, умение адаптироваться к новым условиям. Также можно говорить о навыке реагирования на кризисы. Сегодня это довольно серьезный аспект.
Еще один момент — управление социальными группами. Сейчас сотрудники нуждаются в психологической поддержке, потому что они еще меньше, чем топ-менеджеры, понимают, что происходит и ожидает нас в ближайшие месяцы и годы. Речь идет не о курсе доллара, а о том, куда развиваться линейным сотрудникам, и могут ли они рассчитывать на то, что их специальность будет востребована.
Хотел бы добавить, что по итогам исследования, проведенного среди управленцев Ассоциацией менеджеров совместно с НИУ ВШЭ, 69% считают, что в ближайшие 5 лет роль топ-менеджера не изменится.
Сотрудники боятся роботизации?
— Все боятся того, что роботы их заменят. У топ-менеджеров этого страха нет. Они видят ближайшую перспективу и крайне спокойно к этому относятся. На самом деле нет таких рисков, что роботы всех заменят. Да, надо использовать элементы искусственного интеллекта в работе своих компаний, если они востребованы, но в ближайшие 10-15 лет до этого далеко. Другой момент, что высшие руководители в своих мыслях видят, что на рынке появятся другие отрасли и компании, в которых искусственный интеллект и роботизация будут более востребованы.
Наметился ли обратный тренд на переход с дистанционной работы в офисы?
— Удаленный формат был необходимостью. Эти решения не были подготовлены, поэтому компании находились в шоковом состоянии. Сегодня руководители возвращают сотрудников в офисы, но ситуация разнится в зависимости от деятельности компании.
А сам менеджер не может быть эффективен в управлении дистанционно?
— Удаленка — это очень большая нагрузка именно на руководителя. Он должен так поставить задачу, чтобы она была выполнена, дистанционно это сделать сложнее. Более того, менеджер должен наметить элементы контроля, иначе через квартал может образоваться дырка в том месте, в котором очень принципиально нужно бы получить результат. В целом, удаленка является перспективной, но этот вариант обусловлен готовностью компаний, прежде всего, их топ-менеджеров, обустроить правильную, эффективную работу. Не всегда это получается.
В условиях 2022 года большинство компаний были вынуждены предпринимать различные меры для того, чтобы предотвратить огромные убытки. Какие практики стали самыми распространенными?
— В кризисной ситуации руководитель должен думать об уменьшении издержек. Это точно окупается и легко восстанавливается. Нынешние изменения внешних условий, переделка многих рынков, включая логистический и рынок компонентов, потребовали достаточно принципиальных действий. Сокращение штата — одно из правильных решений. Другие решения — частичное сокращение штата, сокращение занятости, перераспределение сотрудников на другие направления.
Задержки в зарплатах все-таки недопустимы. Это провоцирует ощущение неопределенности у всего коллектива. Да, есть предбанкротные предприятия, которые могут задерживать заработную плату, но на это есть государство, правоохранительные органы, в конце концов, законы, которые защищают сотрудников. Но если мы говорим об общей практике, то она недопустима.
«На новые рынки не шли не потому, что их не знали, а потому, что там некомфортно»
Удалось ли российским компаниям в 2022 году найти новые рынки сбыта?
— Непростой вопрос, везде рынки забиты, поэтому приходится «выцарапывать» зоны, в которые можно продвинуть товары. Просто заместить рынок Европы на рынок Азии не видится реальным.
Как вам кажется, сколько времени потребуется, чтобы переориентироваться с рынков Европы на другие направления?
— О сроках вообще речи не идет. Старые рынки оказались закрыты, а новые рынки мы только открываем. Переориентация говорит о том, что там кто-то нас ждет. Никто нас нигде не ждет. На те рынки не шли не потому, что их не знали, а потому, что там некомфортно. Поэтому это проработка новых рынков.
«Когда рынок стагнирует, тут не до захвата»
Часто кризис называют временем возможностей. Наметились ли в 2022 году какие-то позитивные тренды?
— Позитивные тренды есть. Всегда можно выиграть конкурентную борьбу. Тот, кто умел и опытен, имеет соответствующие навыки и организационные возможности, тот ее и выигрывает. Другой момент, что меньшее количество компаний и людей может выиграть конкурентную борьбу в нынешних условиях. На рынке возможности есть: это и замена зарубежных комплектующих на российские, и освоение тех компаний, которые ушли с нашего рынка. Вот я, например, предполагал, что с McDonald's все будет гораздо хуже, а с “Вкусно — и точка” все отлично сложилось.
Можно ли сказать, что большое количество крупных сделок, которые мы наблюдали в прошлом году, включая обмен активами Сбербанка, VK и Яндекса и покупку «Открытия» ВТБ, обусловлено попыткой захватить большую долю рынка?
— На самом деле все эти сделки носят преимущественно технический характер. Когда рынок стагнирует, тут не до захвата, самое главное — удержать свои позиции. В то же время появились сделки, которые минимизируют риски: если кто-то попал под санкции, надо разделить компанию и отделить ту часть, которая санкционная, от той части, которая несанкционная. Это происходит не потому, что изменилась специфика, а потому, что изменились приоритеты. Раньше целью было развитие, теперь это уменьшение рисков.
С какими вызовами российские компании и их руководители могут столкнуться в новом году?
— Прежде всего, будет продолжаться процесс замещения товаров и комплектующих. Сейчас очень важный вопрос: на какие технологии мы должны перейти для того, чтобы сохранить выпуск продукции более или менее в том же качестве. Кроме того, остается вопрос по рынкам и логистике. Там работы много, года на три и даже более. Эти направления останутся в топе приоритетов на несколько лет.
Приведу цифры: по данным нашего исследования, топ-менеджеры воспринимают как угрозу усиление внешнеполитических факторов (68%), резкое сокращение импорта товаров и комплектующих (63%), резкое сокращение масштабных инвестиций в длинные проекты (61%).
Что ждет бизнес от государства?
— Работа Центрального банка РФ оценивается всеми на «пять с плюсом»: это успокоение, это надежда на будущее, это взвешенные действия, это серьезные результаты, которые мы все видим. От той кризисной ситуации, которая была в феврале — марте прошлого года, до нынешней ситуации все успокоилось, мы знаем, чего ожидать. Речь не только о курсе доллара, который более-менее спокоен, а и об общем ощущении от кредитно-денежной политики государства.
Второй момент — экономика. Помощь предприятиям со стороны правительства очень хорошая, и об этом надо говорить. Многие ею пользуются, она достаточна с точки зрения возможностей бюджета, однако есть и не очень действенные инициативы. Например, совсем недавно было предложено отдать место около торговых центров под ларьки, которые торгуют вещами. Во-первых, у нас нет российских вещей в таком объеме, все это закупается в Турции и Китае, и это преимущественно помощь торговле, а не производству. А с другой стороны, торговые центры нужно поддерживать, а не губить. Надо тщательнее с этим быть, бизнес переживает. Даже если решения тяжелые, они должны быть продуманными.
Какие направления будут развиваться в 2023 году?
— В первую очередь нужно смотреть на IT-технологии, ускорение тотальной цифровизации и переход на умные системы. IT — это трансграничное поле деятельности, и сейчас будут меняться подходы к искусственному интеллекту, к роботизации и другим вопросам. Вот, например, мы все пользуемся Google, в то же время Microsoft вложил 14 миллиардов долларов в развитие совершенно других поисковых процедур, больше основанных на технологии искусственного интеллекта (OpenAI. — Прим. ред.). Это очень большой риск для большинства компаний во всей отрасли услуг: рекламе, туризме и других. Надо смотреть, куда направляется этот процесс и интересоваться всеми инновациями, которые есть даже в недружественных странах.
Также можно добавить, что те направления, которые развивались в 2022 году, продолжат свою модернизацию. Это туристическая отрасль, замещение товаров бытового потребления и прочее. Здесь много чего можно сделать и многие от этого выигрывают.
Марина Стрельникова
журнал "Компания"