70% россиян не слышали слово «харассмент»
10.05.2021
Во вступительном слове Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров, указал на вред, наносимый харассментом бизнесу: «Пока сотрудник на рабочем месте думает о том, как противостоять абьюзеру, как ему найти ответ на то или иное непристойное предложение, он не думает о работе и работает неэффективно».
«Где грань между харассментом и проявлением внимания?» - этот аспект темы предложил затронуть Александр Цыпкин, писатель, сценарист, председатель Комитета по внутрикорпоративным коммуникациям Ассоциации менеджеров. «Прежде всего, нам нужно переубедить людей в том, что те нормы поведения, которые считались еще приемлемыми 10 лет назад, сегодня не работают, и не работают в том числе с молодым поколением», - добавил Цыпкин.
Исследования ВЦИОМ, посвященные восприятию харассмента в нашем обществе и проведенные среди 1600 респондентов, представил Андрей Даудрих, руководитель Практики социального анализа и консультирования ВЦИОМ. Согласно приведенным данным 70% россиян не слышали слово «харассмент», и только 14% смогли объяснить, что слышали. Больше всего не знающих – в старшей возрастной группе свыше 60 лет.
Оказалось, что половина россиян посоветовала бы проигнорировать предложение руководства о повышении в обмен на интимную связь, а 26% порекомендовали бы обратиться в правоохранительные органы. Что касается ожиданий сотрудника, отвергнувшего намеки или предложения об интимной связи, то 31% ожидают увольнения, а 12% уверены в том, что это никак не отразится на рабочем процессе. Причем на увольнение указывают 39% женщин и только 21% мужчин. Подавляющему большинству россиян - 90 % - не приходилось отвергать намеки руководителя на интимную связь. Что касается такой формы домогательств, как неприличные ремарки и грубые шутки, то с ней не сталкивались 84% россиян, а с нежелательными прикосновениями, объятиями, похлопываниями, – 87%.
60% опрошенных считают, что в России следует усиливать правовую защиту от сексуальных домогательств на работе. По возрасту актуальность снижается по мере увеличения возраста респондента: в 18-24 года - 70%, а в 45-59 лет – 54%. На вопрос "кто должен нести ответственность за действия обидчика?" 59% ответили, что сам обидчик, в то время как 23% - компания и ее руководство. Стоит обратить внимание на то, что 4% выразили мнение, что ответственность лежит на самом объекте домогательств.
«Харассмент – причина крупных репутационных скандалов» - таков один из тезисов, выдвинутых Юлией Андреевой, сопредседателем Комиссии по бизнес-этике Ассоциации менеджеров; партнера практики частных клиентов, адвокат аS&K Вертикаль. «В нашем обществе нет уважения к чужим границам» - констатировала Андреева.
Кейсом «Как построить компанию, в которой нет места харассменту?» поделился Дмитрий Спиридонов, генеральный директор и сооснователь CloudPayments; советник заместителя председателя правления Тинькофф. «Моя позиция руководителя, лидера, простая: рыба всегда гниет с головы. То, что ты закладываешь в ДНК компании, нужно поддерживать с помощью HR-ресурсов», - отметил Спиридонов. Посредством единой коммуникации с командой, ежемесячных встреч топ-менеджера с сотрудниками, в компании транслируется позиция о неприемлемости как интимных внутрикорпоративных отношений, так и личных, носящих оскорбительный характер.
«Харассмент связан с рядом других паралелльных вопросов – защитой прав человека, вопросом разнообразия и инклюзии, потому что мы поняли, и для этого есть большое количество чисто экономических исследований, которые говорят, чем разнообразнее ваша команда, тем лучше бизнес-результат вы можете получить, и коммуникации через бренды», - сформулировала Арина Сергиевская, руководитель по бизнес-этике Unilever в России, Украине и Беларуси.
По словам выступающего, с сотрудниками компании коммуницируют вопросы харассмента, объясняют, что это недопустимо. Работники подписывают кодекс этики и проходят тренинги на тему неосознанных предубеждений. В компании распространена speak-up культура с репортингами и расследованием жалоб. Как показывает практика, наибольшее количество жалоб связана с поведенческими моделями – агрессивностью, грубостью.
«Для меня тема харассмента – это больше, чем сексуальные домогательства, это использование своего превосходства, власти, психологического насилия», - подчеркнула Мария Тихонова, HR Head видеосервиса START.RU.
Шансы проявить проявить культуру харассмента возможны на разных этапах: от периода адаптации нового сотрудника до командных встреч и перехода на другую должность. Поэтому особая ответственность возлагается на рекрутера, который должен быть обучен корпкультуре. «HR-специалист – адвокат бренда компании», - уточнила Тихонова, и если принципы корпкультуры против харассмента были нарушены, то именно сотрудника, в адрес которого и был совершен акт харассмента, и будут защищать HR-ы. Поэтому все кейсы нужно разбирать публично, и сотрудники должны понимать, что компания работает над дискриминациями. По словам Марии, «когда мы нанимаем кандидата, мы покупаем его опыт, а также его мнение, жизненную позицию, гендер, привычки, комплексы, недостатки». И потому компания должна быть честной в ответах на вопросы: если человек приходит, например, с другим гендером, готовы ли его приобретать.
По утверждению Татьяны Савенковой, директора отдела по работе с персоналом в России и СНГ компании EY, в консалтинге царят высокие этические нормы, что является частью бренда работодателя и помогает кандидатам делать выбор в пользу компании. Спикер пояснила, что протоколы и политики работают на решение ситуации харассмента как внутри компании, так и вовне, с клиентами компании.
Очевидно, что актуальность затронутой на площадке Ассоциации менеджеров проблематики будет только увеличиваться.