Спорт сегодня: вызовы и новые драйверы индустрии
С приветственным словом к присутствующим обратилась Катерина Киндрук, заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров: «Давление на спорт продолжает нарастать, при этом недавняя пандемия стала причиной популяризации спорта не только на открытом воздухе, но и в домашних условиях. В настоящее время сохраняется потребность в поиске новых форм и методов популяризации индустрии, ведь спорт – это символ мира и единения».
Модератором встречи выступил Никита Мазепин, председатель совета Благотворительного фонда «Мы выступаем как один», председатель отраслевой Комиссии по развитию спортивной индустрии Ассоциации менеджеров. «В спорте постоянно необходимо искать новые модели для развития, – отметил он. Сегодня мы стоим перед лицом не первого кризиса, мы успешно пережили COVID, продолжаем развитие индустрии в новых условиях. Главное, что спорт остается важной частью нашей культуры», – заключил Никита Мазепин.
По данным Минспорта, ежегодно в России спортом занимаются 69 млн. человек, а приоритетом становится сохранение и приумножение спортивных успехов. О сегодняшней ситуации в футболе аудитории рассказал Роман Бабаев, генеральный директор ЦСКА. «Этот вид спорта, как и многие другие, столкнулся с серьезными ограничениями, и нет универсального рецепта, как все вернуть, – поделился Роман. – Нас отстранили от всех международных соревнований; нарушена стабильность трудовых договоров, так как ФИФА разрешила легионерам в России приостанавливать контракты и без компенсации переходить в другие клубы; европейские клубы отказываются выполнять свои обязательства по заключенным трансферным контрактам. При этом спикер не стал отрицать – еврокубки в полной мере заменить невозможно, и интерес к ним у болельщиков только растет. Настало время задуматься над альтернативными вариантами: реформа внутренних соревнований, развитие детско-юношеского футбола, взаимодействие со странами Азии. Лучше попробовать и в чем-то ошибиться, но все равно предпринимать попытки развития отрасли».
Анастасия Тукмачева, спортивный блогер, триатлет, отметила, что сейчас самое время развивать спортивный событийный туризм – хороший пример тому «Дикая гонка» на Алтае. Спортивные блогеры в свою очередь вносят большой вклад в популяризацию спорта, помогают российским брендам занять свою нишу после ухода зарубежных аналогов. Кроме того, развиваются и смежные сферы, например, благотворительность.
Андрей Ильин, профессор и руководитель программы «Менеджмент и предпринимательство в спорте» НИУ ВШЭ рассказал о нескольких сценариях развития российского спорта. «Первый – самый оптимистичный: согласно нему, все наладится, и мы вернемся к нормальной жизни, – отметил эксперт. – Согласно второму, по мнению спикера, мы вернёмся к изоляции, подобной той, что была в СССР, и будем сами проводить разные соревнования. Третий сценарий – альтернативная модель, запуск собственных спортивных игр, кооперация с единомышленниками из числа стран БРИКС и ШОС». Со слов спикера, продолжает расти и интерес к киберспорту – пандемия дала толчок развитию этой отрасли, и к 2026 году ожидается значительный рост оборота от цифрового спорта.
«Главная боль спортивной отрасли сегодня – это сокращение спонсорских доходов – отметила Дарья Иванова, коммерческий директор Лиги Героев. – Мы все больше уходим от традиционного спонсорства в коллаборации. Также российскому производству мерчандайзинга брошен вызов». Спикер подчеркнула, что количество участников мероприятий Лиги Героев не становится меньше – «слоты на участие на дистанции 5 км в Забег.рф, объединивший 4 июня все субъекты РФ и несколько стран, закончились в продаже быстрее всего – а эта дистанция для новичков значит, что развитие любительского спорта идет полным ходом. Популярность забегов и гонок Дарья Иванова объяснила тем, что людям нужна объединяющая идея. Также, по мнению эксперта, важно, когда лидеры мнений сами «живут в спорте».
Елена Медведева, начальник отдела маркетинга Музея Спорта ВШЭ, отметила, что в российской спортивной индустрии не все так печально, как может показаться со стороны. «Ничто не мешает выступать с инициативой и формировать новую реальность, – добавила спикер. – Хочется отметить, что в спорте сейчас люди идейные и неравнодушные». По мнению Елены Медведевой, важна коллаборация и понимание отрасли. «Новые преграды – это одновременно и новые возможности. Нужно воссоединиться, построить новое общество с новыми ценностями и соблюсти баланс между новыми технологиями так, чтобы цифровизация не мешала социализации», – уверена спикер. Музей спорта в свою очередь – прекрасный инструмент для работы с болельщиками и их семьями. «Мы хотим показать, как тело человека помогает формировать образ героев. Большие деньги уходят, но одновременно в спорт с этим приходит и большое количество компаний», – заключила Елена Медведева.
Евгений Зуенко, шеф-редактор Forbes. Спорт, рассказал об истории создания спортивного раздела популярного издания: «Сегодня нужны новые форматы для удержания аудитории, и спортивные медиа ищут новые формы существования». В компании поддерживают нынешнюю трансформацию отрасли и готовы освещать в журнале интересные кейсы. «Будем находить и рассказывать о решениях, которые могут быть полезными, – резюмировал Зуенко. – Готовых рецептов нет, мы находим их прямо сейчас».
Михаил Антипин, управляющий партнер студии спортивного дизайна Quberten, уверен, что визуальный образ может повлиять даже на выбор видов спорта и команды. В компании делают все, чтобы спорт был модным.
Спикеры сошлись во мнении, что будущее у российского спорта определенно есть, нужно только использовать все доступные инструменты, чтобы вывести отрасль на новый уровень.
Информационные партнеры: радио «Зенит», Спорт день за днем.